ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
АфазияАфазия - полная или частичная утрата способности речи; нарушение речевое, возникающее при локальных поражениях коры полушария левого мозга головного (у правшей). Представляет собой системное расстройство различных видов деятельности речевой. Проявляется в нарушениях фонематической, морфологической и синтаксической структур речи и понимания речи при сохранности движений речевого аппарата и элементарных форм слуха. Согласно представлениям нейролингвистики, афазия - системное нарушение, складывающееся: 1) из первичного дефекта; 2) из вторичных нарушений, возникающих в результате воздействия первичного дефекта; 3) из функциональных перестроек работы мозга головного, направленных на компенсацию нарушенной функции. Выделяются семь форм афазии, каждая из коих связана с нарушением одного из факторов, лежащих в основе деятельности речевой, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса: 1) афазия сенсорная - нарушение слуха фонематического - способности различения звукового состава слов: трудности понимания речи устной, письма под диктовку; 2) афазия акустико-мнестическая - нарушение слухоречевой памяти, проявляется: a) в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях - быстрая речь, одновременное предъявление двух речевых сообщений и пр.; b) в виде трудностей, возникающих в речи устной и при письме под диктовку - поиск нужных слов, вербальные парафазии; 3) афазия оптико-мнестическая, в основе коей лежит нарушение памяти зрительной (см. память сенсорная); проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей легкости называния действий; 4) афазия семантическая - нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций, например - брат отца, отец брата, весна перед летом и прочее; сочетается с нарушениями счета и пространственного мышления; 5) афазия моторная афферентная - нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими от расстройства различения близких артикулем (артикуляционных движений); при этом бывает нарушено письмо самостоятельное и под диктовку; 6) афазия моторная эфферентная - нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на другое от инертности речевых стереотипов; 7) афазия динамическая - нарушение последовательной организации речевого высказывания, проявляется в нарушениях планирования речи; характерно нарушением связной устной и письменной активной речи, трудностями актуализации слов, означающих действия.
|