Rambler's Top100

СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ВРАЧАМ > СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА


ВРАЧАМ
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
 

Коммуникация

Коммуникация - 1. Понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это - .связь, в ходе коей происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам:

1) адресант - субъект коммуникации;

2) адресат - кому направлено сообщение;

3) сообщение - передаваемое содержание;

4) код - средства передачи сообщения;

5) канал связи;

6) результат - то, что достигнуто в итоге коммуникации. Коммуникация может обслуживаться и неречевыми средствами; среди них выделяются:

1) средства оптико - кинетические - жесты, мимика, пантомимика;

2) средства паралингвистические - качество голоса, его диапазон, тональность;

3) средства экстралингвистические - паузы, плач, смех, темп речи;

4) средства пространственно - временные - взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и пр. 2. Коммуникация рассматривается и как смысловой аспект взаимодействия социального. Поскольку всякое индивидуальное действие выполняется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно содержит - наряду с физическим - коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции процесса коммуникации состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая функции; первая из них - генетически и структурно исходная. По соотношению этих функций условно выделяются:

1) сообщения побудительные - убеждение, внушение, приказ, просьба;

2) сообщения информативные - передача реальных или вымышленных сведений;

3) сообщения экспрессивные - возбуждение эмоционального переживания;

4) сообщения фатические - установление и поддержание контакта. Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так, различаются:

1) по типу отношений между участниками - коммуникация межличностная, публичная, массовая;

2) по средствам - коммуникация речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно - знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и пр.). Разновидностью коммуникации вещественно - знаковой является коммуникация художественная, связывающая между собой художника (или художественный коллектив) и зрителя (аудиторию). Влияние ее может быть не всегда адекватным замыслу художника, порождая психологические барьеры вместо духовного обогащения; равнодушие, раздражение или агрессию - вместо эстетического наслаждения. Причины этих эффектов - в несовпадении "душевной организации" художника и реципиента, в различии их ценностных ориентации, жизненного опыта, уровня культуры, интеллекта и пр.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета