ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Опросник личностный многофазный миннесотскийОпросник личностный многофазный миннесотский (MMPI) - Метод психодиагностического исследования индивидуальных особенностей и состояний психических личности. Разработан в конце 40-х гг. американскими учеными С. Хатеуеем и Дж. Мак-Кинли как метод клинического изучения синдромов патохарактерологического развития личности. В ходе обследования испытуемому предъявляются 550 утверждений, моделирующих его отношение к различным жизненным ситуациям, и предлагается выбрать один из трех ответов: "правильно", "неправильно" и "не могу сказать". Значимые ответы фиксируются с помощью специальных "ключей" и после количественной обработки заносятся на профильный лист, имеющий три оценочных и десять базисных шкал. К оценочным относятся: 1) шкала "лжи" - искренность ответов испытуемого; 2) шкала достоверности результатов; 3) шкала коррекции - неосознаваемый контроль поведения. Названия базисных шкал отражают первоначальную клиническую направленность метода: 1) ипохондрия; 2) депрессия; 3) истерия; 4) психопатия; 5) мужественность-женственность; 6) паранойяльность; 7) психастения; 8) шизоидность; 9)гипомания; 10) интроверсия социальная. Соотношение показателей каждой из шкал образует профиль личности, диагностическое значение коего, не сводимое к интерпретации отдельных шкал, определяется содержательным анализом комбинации показателей по различным шкалам, что требует не только большого опыта, но и особого искусства интерпретирования профиля. В мировой практике кроме десяти базисных разработано еще более двухсот дополнительных шкал, фиксирующих широкий круг индивидуально-психологических свойств личности. В отечественной психологии была проведена адаптация и рестандартизация методики с учетом специфики социокультурных условий, возможностей ее распространения на контингент психически здоровых лиц, а также использования сокращенного варианта теста. В результате были созданы: 1) метод исследования личности модифицированный; 2) метод исследования личности стандартизованный; 3) опросник личностный клинический стандартизованный, и пр. (см. личность: исследование: метод). С учетом ориентации на исследование психической нормы, в особенно близкой к оригиналу методике исследования личности стандартизованного, изменены как содержание, так и названия базисных шкал, что позволило не только выявлять индивидуальные свойства личности в норме и патологии, но и фиксировать акцентуации характера.
|