ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Поведение девиантноеПоведение девиантное (поведение отклоняющееся) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды поведения девиантного - преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение. Согласно Э. Дюркгейму, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. Соответственно теории аномии Р. Мертона, поведение девиантное возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут достигаться определенной частью этого общества. В контексте теории социализации - к поведению девиантному склонны люди, социализация коих проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление поведения девиантного становится возможным уже при одном лишь определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. В исследованиях поведения девиантного значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении поведения девиантного, особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, сферы эмоционально-волевой (см. воля). Преступность как вид поведения девиантного изучается преимущественно криминологией, использующей результаты исследований психологических. Отечественная криминология склонна объяснять преступное поведение индивида сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в коей индивид оказался. Непротивоправное поведение девиантное также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления поведения девиантного иногда наблюдаются в возрасте детском и подростковом и объясняются относительно низким уровнем развития интеллектуального, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Поведение девиантное может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.
|