ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Подход деятельностныйПодход деятельностный - 1. Подход деятельностный к коррекции психологической - формировался преимущественно в отечественной психологической школе; предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе коего клиент овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне реализовать контроль и управление внутренней и внешней активностью. Часто практикуется овладение внешним действием и последующая его интериоризация - переход во внутренний, идеальный план. Этот подход альтернативен подходу поведенческому, ориентируясь не на избавление от симптома как такового, а на построение новых внутренних систем. Подход деятельностный к изучению психики: 1. Принцип изучения психики на основе разработанной К. Марксом категории деятельности предметной. 2. Теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре отражения психического в деятельности индивидов. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований отражения психического в ходе деятельности, исследуемой в ее развитии филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном (см. филогенез; онтогенез). Основные принципы подхода деятельностного: 1) принципы развития, историзма, предметности; 2) принцип активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность человеческой психики; 3) принцип интериоризации-экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта; 4) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности; 5) принцип анализа системного психики; 6) принцип зависимости отражения психического от места отражаемого объекта в структуре деятельности. В контексте подхода деятельностного выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе; разработаны представления: 1) о деятельности ведущей как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе; 2) об уподоблении как механизме формирования образа; 3) о структуре деятельности - деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы; 4) о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания; 5) об иерархии мотивов и смыслов личностных как единицах строения личности. Подход деятельностный выступает как конкретно-научная методология для психологии возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и пр.
|