ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ПроблемаПроблема (проблема научная) - осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как психологическая категория обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом - стадию, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез о способах разрешения ситуации проблемной. Проверка этих гипотез приводит к тому, что ситуация проблемная преобразуется в проблему либо задачу. Проблема порождается невозможностью объяснить новые факты в рамках наличных представлений. Обычно она формулируется в виде вопроса. Чаще всего это - вопрос о причинах тех или иных событий, - о тех факторах, что определяют существование или специфику тех или иных явлений. Нередко проблема соотносится не с причинно-следственными зависимостями, а со связями иного рода. Возможна и другая постановка проблем: они могут связываться не с отношениями, а с самим фактом существования какого-то объекта или его особенностей. Задача возникает тогда, когда в познаваемом объекте намечается искомое, кое нужно найти путем преобразования определенных условий. Задача выступает как модель знаковая ситуации проблемной - как такой объект, который может быть передан другому человеку, стать частью содержания обучения. Преобразование ситуации проблемной в задачу или серию задач есть акт продуктивного мышления. В отличие от задачи, проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в коей имеются противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, но диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, могущей разрешить это противоречие. Разрешение противоречий, составляющих стержень проблемы, выступает источником развития научных теорий. Итак, ситуация проблемная генетически первична по отношению к задачам и проблемам. Если в ситуации проблемной центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в проблеме - противоречие. Для решения проблемы ее нужно превратить в творческую познавательную задачу, позволяющую проверять модели тех или иных сознательных или интуитивных решений. Как правило, проблемы вытекают из практики - в том числе практики теоретических рассуждений - в связи с потребностью решения конкретной прикладной задачи или же с невозможностью теоретического продвижения в некоей области из-за появления фактов, необъяснимых или сомнительных с позиций некоей теории. Многие проблемы не находят окончательного решения и остаются в науке как "вечно актуальные", или же объявляются псевдопроблемами. Можно говорить о проблемах разных уровней: они могут соотноситься с основными положениями теории, с ее частными аспектами или же с прикладными задачами. Как бы абстрактно ни формулировалась проблема, всегда предполагается определенная система толкования явлений - не может быть свободы от сложившихся теоретических представлений.
|