ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Психология: обзорПсихология: обзор - чтобы яснее представить различные направления и школы в психологии, различные подходы к ней, здесь они "рассортированы" соответственно их представлениям о том, как формируется поведение индивида. Для основных направлений отмечается: 1) рассматривается ли поведение как врожденное либо приобретенное?. 2) какими факторами оно определяется внутренними или внешними?. 3) ориентировано ли оно в определенных направлениях, или же формируется в зависимости от обстоятельств?. Независимо от силы выдвигаемых доводов и строгости аргументации, каждый из подходов имеет свою историю, вписывается в определенный социально-экономический контекст и связан с определенными философскими мировоззрением и взглядом на человека. Является ли поведение врожденным или приобретенным? Многие направления, в частности этология и особенно социобиология, а также гештальт-психология, придают важное значение врожденным факторам в становлении различных форм поведения. Психология гуманистическая полагает, что человек рождается с тенденцией максимально реализовать свои возможности. Психоанализ, напротив, утверждает, что даже если некоторые инстинкты наследуются, главная роль в формировании личности принадлежит событиям, пережитым в детстве. Таких же взглядов придерживается конструктивизм. По его мнению, наследуется только способ функционирования интеллекта, ибо интеллект может развиваться лишь путем ряда приобретений - результатов взаимодействий индивида с различными предметами, преимущественно в первые 12 лет жизни. Психология социальная и особенно бихевиоризм считают, что становление личности в большой мере зависит от взаимодействий со средой - как физической, так и социальной. Является ли развитие индивида направленным? Многие направления выдвигали идею о поэтапном развитии, при коем все индивиды проходят определенные стадии в одинаковой последовательности. Сюда относятся, например, психоанализ - с концепцией развития личности, и конструктивизм - с концепцией развития интеллекта. Этология и социобиология считают, что поведение определяется прирожденной программой, где точно зафиксированы направления развития основных форм поведения. Психология гуманистическая тоже считает, что направление развития организма предопределено и стремится он к единственной цели - достижению полного расцвета. Некие теоретики говорят даже о преднамеренности в характере развертывания различных стадий жизни. Лишь бихевиоризм сводит развитие к реакциям на последовательные ситуации и выработке рефлексов условных при разнообразных обстоятельствах, с коими сталкивается индивидуум, независимо от того, в какой момент жизни это случается. Детерминированы ли люди или обладают возможностью свободного выбора? Кто они - существа-объекты или существа-субъекты? Бихевиоризм и социобиология не сомневаются, что люди в основном детерминированы; согласно бихевиоризму, их детерминирует среда; согласно социобиологии, детерминация вписана в наследственности. С позиций психоанализа, человек детерминирован условиями, в коих протекало его детство, и подавленными желаниями, обусловленными детским опытом. Согласно конструктивизму, становление интеллекта завершается с наступлением зрелости; поэтому умственное развитие определяется тем, как могли формироваться соответственные структуры в детстве. Психология гуманистическая склонна верить в существование воли свободной, позволяющей каждому направлять жизнь в зависимости от того, что он сможет осознать.
|