ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Психология и философияПсихология и философия - психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты "О душе", "Об ощущениях и ощущаемом", "О сне и бодрствовании", "О сновидениях", "О предчувствии во сне", и др.) Свое название психология получила лишь в XVI в.: тогда она была разделом философии - учением о душе. Новая эпоха в развитии психологии была открыта Р. Декартом: он отверг представление о душе как двигателе тела и объяснил зависимость психического от материального с позиций механистического детерминизма. Ему же принадлежит идея интроспекции и интроспективная концепция сознания. Среди самых значительных философских учений XVII - первой половины XIX вв. выделяются: учение об ассоциациях, об аффектах, о бессознательной психике и апперцепции, о зависимости личности от ее интересов и воздействий среды социальной. Отделение психологии от философии произошло со 2-й половины XIX в. Почву этому подготовили крупные сдвиги в биологии, в том числе учение Ч. Дарвина. Развитие собственного научно-категориального аппарата способствовало отделению психологии от философии и физиологии. С тех пор психология и философия начинают существовать и развиваться как бы независимо, но сохраняя тайную и явную глубинную связь. Обе сохраняют отпечаток особости - знака глубинной связи с основами основ; обе тесно связаны с мировоззрением - с одной стороны, из него исходя, с другой - его формируя. Таким выглядит абрис взаимоотношений Западной (в широком смысле) психологии и философии. Но есть иные связи - не столь явные. Иной свет идет с Востока. Восточная философия вся пронизана психологией она - более психология, нежели философия, но - часто непривычная и потому для "западного" ума неприметная или непонятная. И совсем уже странное, непривычное веет из учений Востока - религиозных, мистических, оккультных, столь долго и привычно отвергаемых как явно абсурдные, - ибо такого не может быть, потому что такого не может быть никогда. Впрочем, в Западных эзотерических учениях психологам тоже стоит поискать... Именно здесь таится зерно учений самых непонятых и значительных из психологов XX в. - таких как К. Г. Юнг, Э. Фромм и пр. Без знакомства с этими слоями знания невозможно ни проникновение в их учения, ни дальнейшее странствие вглубь психики - вглубь Вселенной. В различных психологических учениях вполне отчетлив отпечаток исходного "изма", коего придерживался их основатель, - в первую очередь так называемых материализма и идеализма, хотя вряд ли найдется некий "изм", в ней не представленный и не отраженный. В этом смысле отечественная психология оказалась обедненной и односторонней - ибо в ней до недавних времен отражались исключительно позиции воинственного материализма - воинственного настолько, что все прочие "измы", по его мнению, являли собой в лучшем случае недомыслие, в худшем - некое злоумышление, призванное заморочить голову такому-то общественному классу, дабы получил преимущества на его счет некий другой класс. Известно, что за этим воспоследовало: неприятие и отвержение многих прорывов в неизвестное - начиная с учения З. Фрейда. Многие отечественные психологи поныне полагают, что "наш путь" - единственно верный: накопленная инерция будет сказываться еще долго... Между тем, весь опыт познания мира убеждает, что Действительность имеет обыкновение превосходить самые смелые помыслы, и - самое интересное - с какой стороны к ней ни подойти, она с готовностью поворачивается соответственной своей стороной и представляет взыскующему взору явления, существенно служащие подтверждению его мировоззренческих позиций. Это можно назвать "феноменом мультиэссенциальности мира" или "принципом мультиэссенциальности мира". Что же такое тогда эта Действительность? - и то, и другое, и третье?... А скорее - ни то, ни другое, ни третье, - но нечто Иное, к познанию коего мы лишь пытаемся приблизиться...
|