ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Развитие умственное: уровеньРазвитие умственное: уровень - совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный уровень развития умственного - это состояние познавательных и творческих возможностей индивида. Информация об уровне развития умственного может быть получена путем длительных психолого-педагогических наблюдений или же путем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик. Так, тестирование критериально-ориентированное (см. тест критериально-ориентированный) позволяет, не охватывая уровня развития умственного в целом, установить, насколько он достаточен для усвоения учебных программ и выполнения заданий конкретной деятельности учебной и профессиональной, выявить пробелы в знаниях и указать способы их устранения. При анализе уровня развития умственного нужно исходить из принципа неразрывности связи и взаимной обусловленности содержания и формы мышления (Л. С. Выготский). Нарушение этой связи снижает эффективность мышления. Если содержание мышления отражает существенные стороны социальной и культурной среды, где проходили жизнь и деятельность индивида, то усвоением этого содержания предопределен сформированный у него уровень развития умственного, и его способности умственные могут оказаться недостаточными для усвоения нового содержания. Однако своеобразие уровня развития умственного обусловлено не только факторами онтогенеза, но и природными психофизиологическими особенностями индивида. Это обнаруживается в деятельности мышления и, в частности, в складывающейся мотивации предпочтения индивидом некоих видов деятельности. По наличному уровню развития умственного невозможно определить, сколько времени и усилий понадобилось индивиду для его достижения.
|