ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Смысл личностныйСмысл личностный - субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия мотива ведущего. Одна из главных образующих сознания, индивидуализованное отражение действительного отношения личности к объектам, ради коих развертывается ее деятельность, осознаваемое как "значение - для - меня" усваиваемых безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы и ценности. Это понятие исторически связано с представлениями Л. С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания смысла личностного за счет включения его в другой мотивационный контекст. В подходе деятельностном А. Н. Леонтьева порождение смысла личностного происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются как единицы человеческого сознания. В рамках теории деятельности они определяются двояко: 1) по способу происхождения - содержательно; 2) по форме существования в сознании - функционально., Содержательно - это оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Смысл цели действия и действия в целом - в том, какому мотиву оно служит, удовлетворению какой потребности, опредмеченной в этом мотиве, оно способствует. Связь мотива и цели неоднозначна из-за двух обстоятельств: 1) мотив не всегда бывает осознанным; 2) одному и тому же мотиву могут соответствовать разные по содержательным и социально-нормативным характеристикам действия. В смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий; мотивы-стимулы могут порождать эмоции, но не смыслы. Смысл не существует в сознании в готовом виде, но является продуктом внутренней активности, посредством коей он определяет, какому мотиву служит данное действие и оптимально ли оно с позиции соответствия мотиву и нормативным требованиям. Сама эта активность чаще всего не является сознательной и произвольно регулируемой, исключая случаи сознательной рефлексии и прочего, и может проявляться в сознании как чувство, интерес, эмоция, "значащее переживание". Функционально следует, что смыслом обладает не только действие, но и обстоятельства и условия, в коих оно совершается. Можно выделить два типа условий: способствующие и препятствующие совершению действия. Выделяются и два смысла условий деятельности: смысл благоприятствования и смысл препятствования совершению действия (см. препятствие внутреннее). Введение понятия смысла личностного как единицы сознания сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания как сознания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности. Понятие применяется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, мотивов, установок, эмоций и пр. Выделяется ряд составляющих смысловых систем: 1) побуждающие к деятельности мотивы смыслообразующие; 2) реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, обретшей для него субъективную ценность - значимость; 3) выражающие смысл личностный установки смысловые; 4) регулируемые установками смысловыми поступки и деяния личности. Смыслы личностные имеют ряд важных особенностей, связанных с анализом строения личности в целом. Центральная из них - производность смыслов личностных от места человека в системе общественных отношений и от его позиции социальной. Обусловленность смыслов личностных позицией социальной определяет и другие особенности их психологической природы: опосредованность изменения смысла личностного изменением лежащей в его основе деятельности, недостаточность осознания смысла личностного для его изменения, и пр. Поскольку перемена позиции социальной человека влечет переосмысление его отношений к действительности, иногда это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности смыслов личностных, порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как "потеря себя" и утрата смысла существования. Такие перестройки нужно отличать от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний - симпатий, антипатий, желаний, хотений и прочего, изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания, как и эмоции, выполняют функцию оценки смыслов личностных, способствуя осознанию своих отношений к действительности, их значимости. При несовпадении субъективных переживаний и смыслов личностных изменяется направленность переживаний, а не смыслов. По своей функции смысл личностный делает доступным сознанию субъективное значение тех или иных обстоятельств и действий. Но доступность сознанию не означает, что смысл всегда осознан. Он может реализовать свою функцию информирования в форме эмоционально-чувственной. Тогда перед субъектом стоит задача рефлексии - задача на поиск смысла. А иногда субъект бессознательно ставит другую задачу - на сокрытие смысла, и прежде всего - от самого себя. Это сокрытие и лежит за описанными З. Фрейдом механизмами защитными; поэтому для объяснения роли этих механизмов нет нужды привлекать понятия конфликта между инстанциями Я или врожденными влечениями. Жизнедеятельность человека, в коей он реализует множество важных для него отношений, неизбежно порождает конфликтные ситуации, делающие некие обстоятельства преградными, на осмысление чего у человека в данное время может недоставать сил и отваги. Итак, цели действий могут обладать смыслами и в отношении мотивов этих действий, и в отношении адекватности выбора определенного действия. Смысл действия является результатом психологической активности; обстоятельства совершения действия также обладают смыслами. Наибольший интерес представляют смыслы, обнаруживающие преградность обстоятельств. Различные виды преградности определяют разнообразие смыслов, могущих существовать в вербальной и невербальной формах. Проявления личности, выявляемые в тестах проективных, по-видимому, могут быть адекватно поняты в терминах смыслов, личностных и соответственной деятельности человека по поиску либо сокрытию этих смыслов.
|