ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
СоциализацияСоциализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего - системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания - целенаправленного формирования личности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации. Понятие введено в психологию социальную в середине XX в. В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение норм социальных, умений, стереотипов, установок социальных, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. В разных школах научных понятие социализации получило различную интерпретацию: 1) в необихевиоризме - как социальное научение; 2) в школе интеракционизма символического - как результат социального взаимодействия; 3) в психологии гуманистической - как самоактуализация Я-концепции. Явление социализации многоаспектно, каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон этого феномена. В отечественной психологии проблема социализации разрабатывается в рамках диспозиционной концепции регуляции поведения социального, где представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции поведения социального в зависимости от степени включенности в общественные отношения. Долгое время внимание отечественных психологов привлекала преимущественно социализация как воспитание в институциализованных образовательных системах, но позднее предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности - в объединениях неформальных, в стихийно возникающих группах и пр.
|