ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Теория уровней построения движенийТеория уровней построения движений - по своему значению выходит за рамки проблемы организации движений; есть многочисленные попытки применения ее положений к процессам восприятия, внимания, мышления и пр. В результате исследований качества афферентных сигналов обнаружилось, что в зависимости от того, какую информацию несут сигналы связи обратной (см. принцип кольца рефлекторного) - о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении рабочей точки, о ее положении в пространстве, о предметном результате движения - афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры мозга головного и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Здесь уровни - это буквально морфологические слои в системе нервной центральной. Каждый уровень имеет специфические моторные проявления, каждому соответствует свой класс движений. 1. Уровень А - нижний и филогенетически древнейший. У человека не имеет самостоятельного значения и заведует тонусом мышечным; участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Имеются немногие движения, регулируемые им самостоятельно: непроизвольная дрожь от холода и страха, быстрые вибрато музыкантов, удержание позы при полете после прыжка и пр. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприоцепторов, сообщающие о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия. 2. Уровень В. Здесь в основном перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, сообщающие о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень оторван от внешнего пространства. Он принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, беря на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ассамблей. К собственным движениям этого уровня относятся те, что не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика, потягивания, мимика, и пр. 3. Уровень С - уровень поля пространственного. Сюда поступают сигналы от зрения, слуха, осязания - вся информация о внешнем пространстве. На этом уровне строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов, то есть все переместительные движения, движения рук по клавиатуре, баллистические метательные движения, движения прицеливания, броски с захватом предметов и пр. 4. Уровень D-уровень действий предметных. Это - корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами. Практически имеется лишь у человека. Сюда относятся вся деятельность орудийная, все манипуляции с предметами и пр. Характерная особенность таких движений - их сообразование с логикой предмета: уже не столько движения, сколько действия, в коих задается не двигательный состав, а лишь конечный предметный результат. Способ выполнения действий и набор двигательных операций здесь безразличен. 5. Уровень Е - последний, самый высокий. Это - уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь - речевых движений, движений письма и пр. Эти движения определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом. Важные замечания о функционировании уровней: 1) в организации сложных движений обычно участвуют несколько уровней - уровень ведущий и все нижележащие; в сознании человека явлены лишь те компоненты движения, кои строятся на ведущем уровне, - работа нижележащих, "фоновых" уровней, как правило, не осознается; 2) формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях; ведущий уровень определяется смыслом, или задачей движения.
|