Rambler's Top100

СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ВРАЧАМ > СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА


ВРАЧАМ
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
 

Фрейдизм

Фрейдизм - философско-психологическое учение австрийского психолога З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Основано на комплексе психоаналитических идей и их развитии. Процедура излечения состояний невротических заключается в доведении до сознания клиента истинных причин его болезненных переживаний и состояний.

Иногда термин применяется для обозначения всего комплекса идей и трудов Фрейда, а также всей психоаналитической традиции - синонимично психоанализу, в широком и узком смысле.

Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, инстинктивные по природе. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности - в виде оговорок, произведений искусства, симптомов невротических.

Самые существенные сферы фрейдизма - теория личности, общее учение о человеке, теория бессознательного, концепции массовой психологии, истории, культуры и общества.

Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов (см. психогения), он возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре и приобрел большое влияние. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главная из коих - либидо, влечение сексуальное) и потребностью выжить во враждебной среде социальной. Запреты со стороны последней создают "цензуру" сознания; нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, коя прорывается на обходных путях в виде симптомов невротических, сновидений, действий ошибочных (оговорок, описок), забывания неприятного и пр.

Процессы и явления психические рассматривались во фрейдизме с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической.

Топическое рассмотрение означает схематическое "пространственное" представление структуры душевной жизни в виде различных инстанций, имеющих особое местоположение, функции и закономерности развития. Первоначально топическая система душевной жизни представлялась тремя инстанциями, взаимоотношения между коими регулировались цензурой: бессознательным, предсознательным и сознанием. С начала 20-х гг. выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Две последние локализовались в слое бессознательного.

Динамическое рассмотрение предполагало изучение душевных процессов как форм проявлений определенных целенаправленных влечений, тенденций и прочего, обычно скрытых от сознания, а также - с позиции переходов из одной подсистемы в другую.

Экономическое рассмотрение означало анализ процессов психических с позиции их энергетического обеспечения - в частности, энергией либидо. Энергическим источником считается Оно - средоточие слепых инстинктов, сексуальных либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Я, кое воспринимает информацию о мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия в интересах самосохранения индивида. Сверх-Я содержит моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные большей частью бессознательно в ходе воспитания, прежде всего - от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется как совесть и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Я со стороны Оно, Сверх-Я и внешней реальности несовместимы, индивид неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от коего он спасается с помощью механизмов защитных - вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии и пр.

Важная роль в формировании мотивации отводится детству; считается, что оно однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин симптомов невротических. Для этого применяется анализ сновидений, метод ассоциаций свободных и пр. В ходе психотерапии терапевт наталкивается на сопротивление клиента, кое сменяется эмоционально позитивной установкой по отношению к врачу - трансфером, благодаря чему возрастает "сила Я" клиента, осознающего источник своих конфликтов и изживающего их.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:

1) проблему мотивации бессознательной:

2) проблему соотношения нормальных и патологических явлений психики;

3) проблему механизмов защитных психики;

4) проблему роли сексуального фактора;

5) проблему влияния детских травм на поведение взрослого;

6) проблему сложного строения личности;

7) проблему противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.

В трактовке этих проблем он отстаивал положения:

1) о подчиненности мира внутреннего и поведения асоциальным влечениям;

2) о всесилии либидо - пансексуализм;

3) об антагонизме сознания и бессознательного.

Эти положения вызвали критику со стороны многих школ психологических.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета