ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ВозрастВозраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития (см. возраст хронологический; возраст психологический). Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях. В психологии принимаются разные по принципам построения концепции возрастной периодизации. Так, в 70-е годы Д. Б. Эльконин предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене деятельности ведущей: 1) игра - дошкольники; 2) обучение - младшие школьники; 3) общение интимно-личного - подростки; 4) деятельность учебно-профессиональная - юноши, В 80-е годы А.В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с самыми референтными для него группами. Безотносительно решения вопроса о детерминации возрастных особенностей, концепции возрастной периодизации в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов. Необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики подчеркивается в современной отечественной и зарубежной психологии. Возрастные ступени относительны и условно усреднены, но это не исключает индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом человеку на конкретном этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики возраста определяются: 1) особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития (см. развитие групповое: уровень) и в учебно-воспитательные учреждения; 2) изменением характера воспитания в семье; 3) формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности; 4) особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны - границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. В СССР была принята следующая периодизация возраста: 1) младенчество: от рождения до 1 года; 2) детство преддошкольное (детство раннее): 1 - 3 года; 3) детство дошкольное (возраст дошкольный): 3 - 6 лет; 4) возраст школьный младший: 6-10 лет; 5) возраст подростковый (отрочество): 10 - 15 лет; 6) юность: a) первый период - возраст школьный старший: 15 - 17 лет; b) второй период: 17 - 21 год; 7) зрелый возраст: a) первый период (молодость); 21 - 35 лет; b) второй период (зрелость): 35 - 60 лет; 8) возраст пожилой: 60 75 лет; 9) возраст старческий: 75 - 90 лет; 10) долгожители: 90 лет и выше. Иногда последние три периода объединяются под общим названием старости. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью коих можно оценить адекватность развития индивида и кои касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного. Переход к следующему возрастному этапу происходит в форме кризисов возрастных.
|