| |
Гипотеза относительности лингвистической
Гипотеза относительности лингвистической - гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа об обусловленности восприятия и мышления этноспецифическими структурами языка. Согласно ей, языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы, "картины" мира, присущие носителям конкретного языка. Языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, присущей носителям данного языка и выступающей в качестве схемы для каталогизации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов внешней действительности. Различие между этими образами действительности тем более, чем далее отстоят языки друг от друга, ибо грамматический строй языка навязывает способ членения и описания действительности. Эта гипотеза послужила толчком к исследованию взаимосвязи языка и познания и поставила ряд важных лингвистических и психологических проблем. Но в ней формирующая роль языка в процессах познания преувеличивается, что ведет к представлению о некоей отгороженности познания, реализуемого посредством структур языка, от реального мира, к отдалению значений от общественной практики и даже может привести к тезису о тождестве языка и мышления.
Дальнейшие исследования показали, что в процессе познавательном участвуют не только значения в языковой форме, но и в форме перцептивных символов, сенсорно-перцептивных эталонов; значения могут выражаться и в форме символических действий. Отсутствие слов для выражения ряда понятий не означает невозможности присутствия их в сознании. Наряду с разговорным языком существуют языки науки, использующие формулы, схемы, чертежи и пр. Существуют "языки" действия - например, трудовых навыков. Этим отчасти снимается специфика членения, вызванная особенностями языка: некий ряд значений может не представляться в словесной форме, но все же присутствовать в сознании и влиять на поведение.
|