ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Движение: организация: механизмДвижение: организация: механизм (механизм организации движений) - здесь объектом изучения были естественные движения нормального организма, в основном человека. Прежде бытовало мнение, что акт двигательный организуется так: при обучении движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа, затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут командные импульсы, и движение выполняется. Итак, механизм движения описывался схемой дуги рефлекторной: стимул - процесс его центральной переработки (возбуждение программ) - двигательная реакция. Согласно Н. А. Бернштейну, сколько-нибудь сложное движение так выполняться не может. Главная причина - в том, что результат сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов. Все они вносят отклонения в запланированный ход движения, а сами не поддаются предварительному учету. В результате цель движения может достигаться, только если в него постоянно будут вноситься поправки, коррекции. Это - содержание принципа коррекций сенсорных. Дополнительные факторы, влияющие на ход движения, таковы: 1) силы реактивные - например, если сильно махнуть рукой, то в других частях тела разовьются эти силы, кои сильно изменят их положение и тонус; 2) силы инерционные - например, если резко поднять руку, она взлетает не только за счет моторных импульсов, но с какого-то момента движется по инерции; влияние инерции особенно велико при работе с тяжелым орудием; 3) силы внешние - так, если движение направлено на объект, оно встречается с его сопротивлением, кое далеко не всегда предсказуемо; 4) исходное состояние мышцы - ибо состояние мышцы меняется по ходу движения вместе с изменением ее длины, а также от утомления и прочего; потому один и тот же управляющий импульс может давать различные моторные эффекты. Действие всех этих факторов обусловливает необходимость непрерывного учета информации о состоянии двигательного аппарата и о ходе движения. Эта информация называется сигналами связи обратной.
|