СОЦИАЛЬНО-КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ПСИХИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОСТРАДАВШИХ ДЕТЕЙ
Стрессовые события
отдаленного периода:
- сохранение стресса опасных ситуаций с привычным переживанием витальной (опасной для жизни и личного «Я» ребенка) угрозы. Это бытовые ситуации, вызывающие повторение страха по ассоциации с переживаниями страха в период терракта;
- стресс утраты родителей,
эмоционально значимых близких лиц при замедленном восстановлении разрушенных
представлений о семейной надежности и устойчивости;
- стресс разрыва с прежним семейным и окружающим
миром, включая изменения привычного стереотипа семейной, бытовой, школьной жизни, круга общения, игр, занятий;
- стресс изоляции,
обусловленный утратой прежнего круга общения, трудностями образования новых
контактов и привязанностей;
- стресс
"оценок" в новой ситуации, включая переживания несоответствия
(пострадавшие дети направлялись для реабилитационной помощи в различные региона
не только страны, но и мира, что вызывало в ряде случаев эффекты неоправданного
ожидания, «ложного сравнения и соперничества»
- стресс напряжения,
обусловленный погружением в конфликты и состояния тревоги, которые испытывают
взрослые члены семьи в связи с последствиями терракта.
Сопутствующие факторы психологического состояния взрослых,
определяющие вторичную социальную дезадаптацию детей
- неопределенность планов на
будущее; подавленность, апатия, пассивность в поддержке детей при их социальной
адаптации к новым условиям игр, общения, обучения);
- сохранение и влияние некупированных у взрослых нервно-психических
расстройств острого и подострого периодов травматизации на поведение и социальное
функционирование детей в новых условиях;
- минимальная мозговая дисфункция (ММД),
- аномальные личностно-характерологические реакции,
- предшествующие задержки психического развития.