ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сервера Напишите нам | ||
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |||
| Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
| ЧТО ТАКОЕ ПОЛ?Половое воспитание подростков в современном обществе не может ограничиваться исключительно ознакомлением их с вопросами зачатия, контрацепции, личной гигиены. Личная история каждого человека непременно содержит этап полового самосознания, когда ребенок начинает сознательно воспринимать себя представителем своего пола.
Указанная структура, хотя и кажется умозрительной, отражает реальные процессы формирования пола у человека. Нарушения на любом из уровней организации пола влекут за собой сложную перестройку функционирования организма. Например, при синдроме тестикулярной феминизации (СТФ) имеется дефект гена, кодирующего состав белка, служащего рецептором к тестостерону. Таким образом, на генетическом, гонадном, гаметном, гормональном уровнях определяется мужской пол, на фенотипическом - женский, что влечет за собой присвоение женского гражданского пола, воспитание в женской роли, отождествление себя с женским полом, женский характер полового влечения. Транссексуализм выражается отождествлением себя с противоположным полом, с соответствующим половым влечением и желанием изменения фенотипа и гражданского статуса. Долгие годы исследования сексуальности человека практически игнорировали социально-психологические детерминанты пола, делая упор на физиологическом базисе. Лишь отдельные труды были посвящены выраженным отклонениям в сексуальном поведении, которым неизменно присваивался статус психического заболевания. Во второй половине ХХ века акцент внимания исследователей сместился в сторону социально-психологических компонентов системы пола, в результате стало очевидным, что в общественном функционировании индивидуума они играют чрезвычайно важную роль.
Во многих случаях знание структуры пола позволяет родителям правильно воспринимать многие аспекты в поведении ребенка (интерес маленьких детей к своему и чужому телу, манипуляции с половыми органами, детские игры, включающие элементы раздевания, формирование подростковых групп со строгим делением по половому признаку, строгое соблюдение подростками определенных норм поведения, распространенных в их среде и т.д.). Зачастую родителями игнорируется сам процесс полового воспитания, они исходят из ложного представления, что развитие ребенка происходит само собой, в рамках естественного процесса взросления. Игнорирование полоролевого воспитания, обучения межполовому взаимодействию, объяснения основных вопросов развития сексуальности приводит к необходимости формирования компенсаторного поведения, которое нередко принимает гипертрофированные или вычурные формы (участие в асоциальных группах, акты насилия, сексуальная распущенность и т.д.). Нередко родители пытаются переложить решение возникающих проблем на педагогов, которые в свою очередь, не до конца учитывают роль межполового взаимодействия в детском и подростковом коллективе, считают половое воспитание сугубо медицинской или семейной проблемой, не имеющей отношения к учебному процессу. В то же время знание структуры пола, организации социально-психологической детерминанты половой принадлежности, позволяет совершенно иначе взглянуть на поведение учеников, использовать в учебном процессе дифференцированные формы обучения, мотивации, наказаний за проступки (мне почему-то вспомнилось, как в пуританской школе секли детей обоего пола - в присутствии всего класса, и как Тому Сойеру удалось отличиться перед юной госпожой Тэтчер). Возможно, указанное состояние проблемы характерно для всего общества в целом, поскольку в обществе отсутствует представление о половом воспитании, половой гигиене (в самом широком смысле слова). В общественном сознании решение проблемы перекладывается на врачей - гинекологов, урологов, психиатров, на педагогов, и нередко мыслится с ограничительных, коррекционных позиций. Интегративного, системного взгляда на проблему в обществе не существует, и только отголоски проблемы (рост детской преступности, сексуального насилия, подростковой проституции, гомосексуализма (да простит мне WPA, они считают это нормой), снижение рождаемости) - фокусируются как самостоятельные проблемы, требующие решения. В этот сложный узел вовлекаются все более широкие общественные слои, что часто приводит к несогласованности в их действиях, а иногда служит прямым поводом к конфликтам. Изменение стандартов межполового взаимодействия из поколения в поколение воспринимается старшим поколением, как правило, негативно. Отсутствие глубокого понимания процессов, происходящих в подростковой и молодежной среде приводит к противостоянию возрастных слоев, дихотомии их культурных и общественных установок (классический вариант - как гоняли хиппи за длинные волосы, как раньше лосины были мужской одеждой, и как воспримут мужчину в лосинах сейчас). |