Rambler's Top100

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > РОДИТЕЛЯМ > ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ


РОДИТЕЛЯМ
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЗАКОН РФ О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ
НАРКОТИКИ В ШКОЛЕ: ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ
НЕ СПЕШИТЕ В АПТЕКУ ЗА ВИАГРОЙ!
ПОЛОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ
ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЬЧИКОВ
РАННЯЯ ДОПУБЕРТАТНАЯ МАСТУРБАЦИЯ
АНОРГАЗМИЯ
ПОРНОГРАФИЯ: ЗА И ПРОТИВ
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА
ЧТО ТАКОЕ ПОЛ?
 

ЧТО ТАКОЕ ПОЛ?

Половое воспитание подростков в современном обществе не может ограничиваться исключительно ознакомлением их с вопросами зачатия, контрацепции, личной гигиены. Личная история каждого человека непременно содержит этап полового самосознания, когда ребенок начинает сознательно воспринимать себя представителем своего пола.

    Но в более старшем возрасте, когда границы взаимодействия с окружающим миром расширяются, расширяется и круг вопросов, связанных с проблемой пола. Среди них такие вопросы, как
  • восприятие собственной половой ориентации,
  • оценка половой ориентации и поведения окружающих,
  • вопросы, связанные с формированием половой роли,
  • восприятие общественных полоролевых стандартов,
  • оценка и восприятие собственной внешности и т.д.
    Пол человека представляет собой многоуровневую иерархическую структуру. Принято выделять:
  • генетический пол, кодируемый набором половых хромосом (XX/XY); (Y хромосома практически не содержит генетического материала, ее функция - активировать аутосомные гены, ответственные за развитие по мужскому типу. В случае ее отсутствия ХХ или ХО - автоматически запускается развитие по женскому типу. То же происходит и при нарушениях по ходу развития, когда функцию активатора-модулятора дифференцировки тканей выполняет тестостерон. Исключение составляет головной мозг, куда тестостерон не проникает. Там функцию стимулятора половой дифференцировки выполняет его метаболит - эстродиол, и тип дифференцировки по-видимому зависит от времени повышения его концентрации).
  • гонадный пол, определяемый по характеру формирования половой железы (яичник/яичко); (исходная половая железа, формирующаяся из полового валика, бипотенциальна и может развиваться в яичко, для чего необходимо присутствие полноценной Y хромосомы, целостность аутосомно-кодируемых механизмов дифференцировки, или в яичник - по умолчанию).
  • гаметный пол, определяемый типом созревающих (или закладывающихся) половых клеток (яйцеклетка/сперматозоид).
  • гормональный пол, характеризуемый видом преимущественно синтезируемых половых гормонов (эстрогены/андрогены) и типом секреции гонадотропинов в гипоталамо-гипофизарной системе (тонико-циклический/тонический);
  • фенотипический пол, подразумевающий определенную внешность, развитие половых органов и вторичных половых признаков;
  • гражданский пол, определяющий правовой и социальный статус обладателя;
  • пол воспитания;
  • пол осознаваемый, с которым отождествляет себя индивид;
  • характер полового влечения.

Указанная структура, хотя и кажется умозрительной, отражает реальные процессы формирования пола у человека. Нарушения на любом из уровней организации пола влекут за собой сложную перестройку функционирования организма.

Например, при синдроме тестикулярной феминизации (СТФ) имеется дефект гена, кодирующего состав белка, служащего рецептором к тестостерону. Таким образом, на генетическом, гонадном, гаметном, гормональном уровнях определяется мужской пол, на фенотипическом - женский, что влечет за собой присвоение женского гражданского пола, воспитание в женской роли, отождествление себя с женским полом, женский характер полового влечения.

Транссексуализм выражается отождествлением себя с противоположным полом, с соответствующим половым влечением и желанием изменения фенотипа и гражданского статуса.

Долгие годы исследования сексуальности человека практически игнорировали социально-психологические детерминанты пола, делая упор на физиологическом базисе. Лишь отдельные труды были посвящены выраженным отклонениям в сексуальном поведении, которым неизменно присваивался статус психического заболевания. Во второй половине ХХ века акцент внимания исследователей сместился в сторону социально-психологических компонентов системы пола, в результате стало очевидным, что в общественном функционировании индивидуума они играют чрезвычайно важную роль.

    Ознакомление подростков с многоуровневой иерархической организацией пола позволит им лучше
  • понимать собственное поведение (одежда, речь, оторванные косички, зеркальце на ботинке, чтобы заглядывать под юбку, кнопки на стуле (в отместку за зеркальце), штурм девичьей раздевалки накануне физкультуры и т.д.);
  • правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
  • ответит им на многие вопросы (на которые не всегда ответят родители, например, почему дядя ходит в колготках, почему дяди в метро целуются и т.д.);
  • избавит от необходимости опасных "экспериментов" (с собственной внешностью и собственной сексуальностью - мне сразу на ум приходит случай, как одного молодого человека изнасиловали подростки за то, что видели у него набор косметики, которым он, как им показалось, пользовался. Он оказался торговцем косметикой и проверял качество товара, прежде чем заказать оптовую партию для провинции);
  • даст им основание быть более терпимыми к нетрадиционным проявлениям сексуальности.

Во многих случаях знание структуры пола позволяет родителям

правильно воспринимать многие аспекты в поведении ребенка (интерес маленьких детей к своему и чужому телу, манипуляции с половыми органами, детские игры, включающие элементы раздевания, формирование подростковых групп со строгим делением по половому признаку, строгое соблюдение подростками определенных норм поведения, распространенных в их среде и т.д.).

Зачастую родителями игнорируется сам процесс полового воспитания, они исходят из ложного представления, что развитие ребенка происходит само собой, в рамках естественного процесса взросления. Игнорирование полоролевого воспитания, обучения межполовому взаимодействию, объяснения основных вопросов развития сексуальности приводит к необходимости формирования компенсаторного поведения, которое нередко принимает гипертрофированные или вычурные формы (участие в асоциальных группах, акты насилия, сексуальная распущенность и т.д.).

Нередко родители пытаются переложить решение возникающих проблем на педагогов, которые в свою очередь, не до конца учитывают роль межполового взаимодействия в детском и подростковом коллективе, считают половое воспитание сугубо медицинской или семейной проблемой, не имеющей отношения к учебному процессу. В то же время знание структуры пола, организации социально-психологической детерминанты половой принадлежности, позволяет совершенно иначе взглянуть на поведение учеников, использовать в учебном процессе дифференцированные формы обучения, мотивации, наказаний за проступки (мне почему-то вспомнилось, как в пуританской школе секли детей обоего пола - в присутствии всего класса, и как Тому Сойеру удалось отличиться перед юной госпожой Тэтчер).

Возможно, указанное состояние проблемы характерно для всего общества в целом, поскольку в обществе отсутствует представление о половом воспитании, половой гигиене (в самом широком смысле слова).

В общественном сознании решение проблемы перекладывается на врачей - гинекологов, урологов, психиатров, на педагогов, и нередко мыслится с ограничительных, коррекционных позиций. Интегративного, системного взгляда на проблему в обществе не существует, и только отголоски проблемы (рост детской преступности, сексуального насилия, подростковой проституции, гомосексуализма (да простит мне WPA, они считают это нормой), снижение рождаемости) - фокусируются как самостоятельные проблемы, требующие решения.

В этот сложный узел вовлекаются все более широкие общественные слои, что часто приводит к несогласованности в их действиях, а иногда служит прямым поводом к конфликтам.

Изменение стандартов межполового взаимодействия из поколения в поколение воспринимается старшим поколением, как правило, негативно. Отсутствие глубокого понимания процессов, происходящих в подростковой и молодежной среде приводит к противостоянию возрастных слоев, дихотомии их культурных и общественных установок (классический вариант - как гоняли хиппи за длинные волосы, как раньше лосины были мужской одеждой, и как воспримут мужчину в лосинах сейчас).


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ ВРАЧУ-ПСИХОТЕРАПЕВТУ д.м.н. ПЕРЕЖОГИНУ Л. О. 8-495-695-0229 (регистратура)