Rambler's Top100

ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ


УЧИТЕЛЯМ
ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕДСТУПНОСТЬ
ПОЛОЖЕНИЕ ДИССОЦИАЛЬНОГО РАССТРОЙСТВА В КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ
ДАННЫЕ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИНИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
КРИМИНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПСИХОЛОГИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕНИЮ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ И ВОСПИТАНИЮ
ЧТО ТАКОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТАКСА
 

Современные подходы к коррекции и воспитанию

ДИССОЦИАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ

Современные подходы к коррекции и воспитанию.

 

            В зарубежной и отечественной литературе многократно указывается на необходимость воспитательной, профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями (Попов Ю. В., 1991, 1998, Ремшмидт Х., 1996, 1998, 2001, Гурьева В. А., 1996, 2000, Вострокнутов Н. В., 1998, 2000, 2002 и многие другие). Это положение закреплено в России и законодательно (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999).

            Обобщая подходы разных авторов к проблеме диссоциального поведения несовершеннолетних, можно сформулировать следующие положения:

(1)                          Делинквентное поведение подростков является специфическим этапом социальной дезадаптации. По мере взросления делинквентность закрепляется в качестве поведенческого паттерна и продолжается во взрослой жизни в форме криминальной активности.

(2)                          Формирование делинквентного поведения обусловлено фактором ранней десоциализации (в основном за счет семейной депривации и влияния асоциального окружения).

(3)                          В основе формирования делинквентного поведения лежат механизмы депривации, конфликтно-стрессового вытеснения (отторжение от школы, социализированных сверстников) и идентификации с подражанием и фиксацией стереотипов асоциального поведения.

(4)                          Для комплексной оценки делинквентного поведения необходимо учитывать: социальную ситуацию и десоциализирующие факторы, механизм формирования делинквентного поведения, клинические факторы, клинико-психопатологические факторы, включая возрастной и динамический аспекты, социальный прогноз. С учетом комплекса выявленных факторов необходимо проводить реабилитационные мероприятия.

(5)                          Реабилитационные мероприятия должны проводиться в рамках учреждений не медицинского профиля, а социального при участии врачей-психиатров в качестве консультантов.

            Среди современных реабилитационных программ можно условно выделить 5 типов (Ремшмидт Х., 1996). Они весьма удачно соответствуют основным клиническим формам, наблюдаемым среди подростков с асоциальным поведением.

(1)                          Программы творческой реализации. Их задача – демонстрация подросткам их индивидуальности и ценности для общества через творческую реализацию. Эти программы хороши для детей с сохранным интеллектом и без выраженных нарушений внутрисемейных отношений. В нашем исследовании в рамках этих программ могли бы проходить социальную реабилитацию подростки 2 и 5 групп.

(2)                          Программы трудовой реализации. В рамках этих программ основной упор делается на приобретение подростками трудовых и профессиональных навыков. Они более всего подходят для подростков со сниженным интеллектом (группа 3 в нашем исследовании) и с выраженной органической церебральной патологией (группа 4 в нашем исследовании). При этом социальная работа с подростками требует вмешательства со стороны психиатра, который должен вести лечебную работу параллельно с программой социальной реабилитации.

(3)                          Программы социальной реализации. Они наиболее оптимальны для подростков, составляющих группу риска по совершению криминальных актов (часть подростков контрольной группы, совершившие административные правонарушения в нашем исследовании, подростки группы 5, совершившие незначительные и однократные правонарушения). Эти подростки нуждаются в вовлечении в социальные мероприятия на уровне школы, клубов по интересам, спортивных клубов и т.д.

 

(4)                          Программы ресоциализации. Включают в себя 2 этапа. На первом этапе решаются в основном педагогические и медицинские задачи, на втором – задачи в рамках программ 1 и 2. В программы ресоциализации целесообразно включать подростков с нарушениями семейных отношений, грубой педагогической запущенностью и стойкой криминальной активностью. Следует включать в эти программы несовершеннолетних с поведенческими нарушениями, вызванными психическим расстройством. На первом этапе подростки получают лечение и приобретают навыки обучения. На втором этапе в отношении подростков с диссоциальным расстройством личности реализуется программа творческой реализации (группа 1 в нашем исследовании), в отношении подростков с интеллектуальной недостаточностью (группа 3 в нашем исследовании) – программа трудовой реализации.

(5)                          Комплексные программы ресоциализации. Используются в отношении подростков, страдающих наркоманиями и алкоголизмом, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание и т.д.

Таким образом, представляется возможным создать алгоритм распределения несовершеннолетних правонарушителей для последующей реализации реабилитационных программ, учитывающий клинические и социальные факторы (см. схему).

С учетом этих факторов нами создана диагностическая система ТАКСА (Тестовый Автоматизированный Комплекс Стратегии Адаптации), которая в настоящий момент проходит апробацию в ЦВИНП ГУВД г. Москвы. Необходимость подобной системы обусловлена прежде всего тем, что в большинстве организаций социальной защиты, занимающихся реабилитацией подростков, отсутствуют врачи-психиатры, которые могли бы оказывать диагностическую, консультационную и лечебную помощь подросткам.

 

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ПСИХИАТР НА ДОМ 773-93-06 БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ONLINE - ПИШИТЕ!


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ ВРАЧУ-ПСИХОТЕРАПЕВТУ д.м.н. ПЕРЕЖОГИНУ Л. О. 8-495-695-0229 (регистратура)