Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Ален

Ален (Alain) [псевд.; наст, имя Эмиль Опост Шартье (Chartier)] (3.3.1868, Мор-тань-о-Перш, деп. Орн, - 2.6.1951, Ве-зине), франц. философ, лит. критик, педагог. Окончил Высш. нормальную школу. С 1901 преподавал философию в па-риж. лицеях. Наиболее значит, произведение А. - "Propos" ("Суждения"), выходившее выпусками в 1906-14, содержит высказывания на разл. темы, включая темы воспитания. Один из лидеров "педагогического традиционализма". По его мнению, "педагогика - это всегда и философия". Уделял внимание антропологическому обоснованию педагогики. Предлагал изучать и учитывать при воспитании процесс взросления личности. Воспитание понимал как переход от детского состояния к положению хозяина собственной судьбы ("самоосвобождение"). Почти все проступки ребёнка связывал с его стремлением "вырваться из детства". Подчёркивал воспитывающие функции школы, настаивал на изучении процесса формирования ребёнка, чтобы руководить его развитием. Ведущими факторами воспитания определял окружающий индивида мир и деятельность самой личности. Советовал изучать ребёнка, не прибегая к специальным методикам ("краешком глаза"). Обращал внимание на качественное своеобразие детского мышления, в частности повышенную интенсивность эмоциональной жизни, что следовало учитывать при воспитании чувств, формировании воли и характера. Выдвигал идею двойственной функции воспитания: как подготовки к жизни и как участие в самой жизни. Путь к реализации этих функций видел в понимании ребёнка и точном соотнесении его наличных сил с трудностями предъявляемых к нему требований. Верил в позитивные, созидательные возможности воспитания ("ребенка можно и нужно изменять и воспитывать", воспитание "вселяет надежду"). Автор концепции "строгого воспитания". Согласно этой концепции, воспитанник должен осознать, что результаты воспитания и образования зависят прежде всего от собственных усилий личности; исключал бездумное подчинение воспитанника педагогу; осуждал жёсткие наказания; наказывая ребёнка, педагог должен дать ему понять, что действует не от своего имени, а как "посол взрослых" с их нравственными и образовательными нормами; наставник должен обладать юмором и тактом, избегать при воспитании легкодоступных поощрений.

Лучшей пед. средой А. считал школьный класс - "детский народ". Учение называл "трудом", т. к. полагал, что следует учить на сложном, но доступном ученику уровне. При обучении рекомендовал гармонизировать элементы игры и обязательности, в результате чего учение может стать для ребёнка "высоким наслаждением". В развитии способностей придавал большое значение гуманитарным предметам, защищал классич. ср. школу с её "гимнастикой ума". Стоял за "нейтралитет школы", требуя оградить её от "тирании власти". А. оказал влияние на совр. пед. мысль Франции, где его сочинения входят в программу пед. образования.

Соч.: Propos sur l'education, Р., 19482. Лит.: Сэв Л., Совр. франц. философия, пер. с франц., М., 1968, с. 266-70; Джуринский А. Н., Пед. традиционализм во Франции (концепция Алена), СП, 1977, №8; Mau г. о is A., Alain, Р., 1963-Pascal G., Alain educateur, Р., 19692.

Д. Н. Джуринский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета