| |
Апраксина
Апраксина Ольга Александровна [4(17).7.1910, г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново), - 11.11.1990, Москва], педагог, д-р пед. наук (1971), проф. (1972). После окончания муз.-пед. ф-та Моск. консерватории (1936) преподавала в консерваториях Свердловска (1936-40) и Москвы (1940-43). С 1944 в АПН РСФСР - НИИ теории и истории педагогики, с 1947 в НИИ худож. воспитания. В 1968-76 зав. кафедрой муз.-пед. ф-та МГПИ им. В. И. Ленина. А. - один из первых в СССР исследователей истории рус. муз. педагогики. В кн. "Муз. воспитание в рус. общеобразоват. школе" (1948), ставшей этапной работой в отеч. теории муз. воспитания, всесторонне проанализировала метод, труды дорев. педагогов-музыкантов, исследовала и вскрыла связи осн. направлений общего муз. воспитания с проф. муз. образованием, с прогрессивными обществ.-пед. явлениями. Большой вклад внесла в подготовку преподавателей музыки для общеобразоват. школ: разработала про-граммно-метод. материалы для студентов, подготовила пособия по методике муз. воспитания. В пособии для студентов муз.-пед. ф-тов пед. вузов "Методика муз. воспитания в школе" (;1983) раскрыла специфич. особенности деятельности педагога в каждом классе, осн. моменты внеклассной работы по муз. воспитанию школьников. Под ред. А. вышли сб. "Муз. воспитание в школе" (в. 1-17, 1961-86). Ведущей пед. концепцией А. является комплексный подход к обучению и развитию, когда без овладения навыками музицирования невозможно полноценное освоение эстетич. критериев музыки.
Соч.: Очерки по истории худож. воспитания в сов. школе, М., 1956; Совр. требования к учителю-музыканту и задачи муз.-пед. ф-тов, "Музыка в школе", 1983, № 1; Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе, М., 1987 (сост.).
С. Н. Морозова.
|