ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
АристотельАристотель Стагирит (384 до н. э., Стагир, п-ов Халкидика, - окт. 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея), др.-греч. философ и учёный-энциклопедист, основатель перипатетической филос. школы. С 367 в Афинах, в Академии Платона. После смерти Платона (347), не прием-ля новой ориентации на математизацию филос. знания, А. покинул Академию, путешествовал. В 343-342 (?) был воспитателем Александра Македонского. В 334-323 снова в Афинах, преподавал в Ликее. Философия А. делится на теоретическую (умозрительную), цель к-рой - знание ради знания, практическую, цель к-рой - знание ради деятельности, и пойетическую (творческую), цель к-рой - знание ради творчества. В дошедшем до нас своде соч. А. (т. и. Corpus Aristotelicum) тео-ретич. философия разрабатывается в "Метафизике" и естеств.-науч. трактатах (от "Физики" до зоол. работ), практическая- в "Никомаховой этике", "Эвдемовой этике", "Большой этике" и "Политике", пойетическая - в "Поэтике" и "Риторике". Впервые построенная А. система формальной логики (6 трактатов: "Категории", "Герменевтика", первая и вторая "Аналитики", "Топика", "О софистич. опровержениях", объединённых под поздним назв. "Органон") служит введением ко всему комплексу наук. Теоретич. дисциплины обладают ценностным превосходством над практическими, практические - над пойетическими; "первая философия" (метафизика), исследующая высшие принципы бытия, - над остальными теоретич. науками. Педагогика не выделяется А. в особую дисциплину, но трактуется как часть теории гос-ва и общества в конце 7-й и во всей 8-й кн. "Политики", содержащих описание идеального ("желательного") гос. устройства. С др. стороны, идея воспитания (пайдейи) у А. выходит далеко за рамки шк. педагогики, перерастая в понятие "культура" в динамич. аспекте как трансляции знаний, этич. ценностей и норм поведения, регулируемой законодательством. Т. о., законодатель, по А., оказывается воспитателем, его деятельность - своего рода социальной педагогикой; в этом смысле уже не педагогика подчинена политике, но политика - педагогике: именно пайдейа оказывается целью аристократич. формы правления. Этика и политика образуют единый комплекс "философии о человеческом", занимающейся сферой практич. деятельности и поведения. При этом А. отказывается от платоновского понятия трансцендентного блага и ограничивает компетенцию этики исключительно практически достижимым, человеческим благом. Понятие "практической" деятельности у А. резко противопоставляется "пойети-ческой" (производительной): цель первой- в ней самой, второй- в некоем произведении, внешнем по отношению к деятелю; последняя квалифицируется как "низменная" и, строго говоря, недостойна "свободного" человека. Этика имеет дело с "правильной нормой" поведения, к-рая обусловлена социальными особенностями и не может быть дедуцирована подобно положениям теоретич. наук, равно как и не может претендовать на всеобщность. В "Никомаховой этике" А. выступает как классич. представитель эвдемонизма: высшее благо человека определяется как "счастье" (эвдемония). Аретэ - ключевой термин этико-пед. концепции А., традиционно переводимый как - "добродетель", однако не имеющий никакого отношения к "добрым делам", а означающий собственно "дельность", "отличное качество", обладание к-рым делает человека "хорошим" в определённом отношении. Счастье состоит в деятельности души по осуществлению своей аретэ, при этом чем выше в ценностном отношении аретэ, тем полнее достигаемая степень счастья; наивысшая степень эвдемонии достигается в созерцат. жизни - занятиях философией. А. далёк от стоич. культа самодостаточной добродетели и идеала абс. внутр. свободы: для беспрепятств. осуществления своей аретэ необходимы (хотя и недостаточны) нек-рые внеш. блага: здоровье, богатство, обществ, положение и т. д. Добродетели, осуществляемые в разумной деятельности, делятся на этические и дианоэтические (интеллектуальные). Этич. аретэ определяется как "середина между двумя пороками": мужество - как середина между отчаянностью и трусостью, самообладание - между распущенностью и бесчувств, тупостью, кротость - между гневливостью и невозмутимостью. Сущность, дианоэтич. добродетели - в правильной деятельности теоретич. разума, цель к-рой может быть либо теоретической - отыскание истины ради её самой, либо практической - установление нормы поведения. Конечная цель полиса, как и индивида, сос-стоит в "счастливой и прекрасной жизни"; осн. задачей гос-ва оказывается воспитание граждан в нравств. добродетели. Традиц. спор о воспитуемости или врождённости добродетели А. примиряет в компромиссной точке зрения, признавая 3 источника аретэ: природа (т.е. природные дарования), навык и разум (логос); причём, как и всякое искусство (технэ), "искусство воспитания имеет целью восполнить то, чего недостаёт от природы". А. в соответствии с традиц. представлениями о "седлищах жизни" различает 3 гл. возрастных периода: до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости (14 лет) и от 14 лет до 21 года. Младенцам полезны движение и закалка холодом, до 7 лет дети должны воспитываться дома; до 5 лет никакого обучения, игры, движение; вопреки Платону, не следует запрещать детям "громкий крик и плач - и то и другое содействует их росту и является для их организма своего рода гимнастикой"; в то же время - строгий контроль зрительных и слуховых впечатлений ребёнка, ограждение от всего непристойного и "низменного" (в т. ч. общения с рабами); цензура дет. сказок поручается особым чиновникам - педономам. От 5 до 7 лет "дети должны уже присутствовать на уроках по тем предметам, которые им потом придётся изучать самим" (гимнастика, грамматика, музыка и рисование). Дилемму: общественное или частное воспитание - А. решает в пользу общественного: "Так как всё государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы". Однако в "Никомахо-вой этике" А. признаёт индивидуализирующее значение частного воспитания. Характер воспитания, т. о., оказывается в функциональной зависимости от характера (этоса) гос. устройства (напр., он должен быть различным при демократии и при олигархии), поскольку воспроизведение социального этоса в процессе воспитания служит самосохранению соответствующего социума; при этом подразумевается, что всякий индивидуальный этос является зеркальным отображением социального. Большая часть 8-й кн. "Политики" посвящена музыке. А. принимает деление мелодий на этич., практич. и энтузиасти-ческие и различает 3 функции музыки: воспитат., психотерапевтич. и развлекательную. Наибольшее воспитат. значение имеют этич. мелодии в сочетании с дорийским ладом, к-рый, занимая середину между крайностями, наиболее мужествен и устойчив. Взгляды А. на эсте-тич. воздействие поэзии известны гл. обр. из "Поэтики". Отрицая утверждение Платона о том, что поэзия социально бесполезна и даже тлетворна, т. к. через наше "сопереживание" она "питает" и усиливает неблагородные влечения и эмоции души, А. создал учение о трагич. катарсисе (очищении) как психотерапевтич. функции поэзии и музыки: "Трагедия есть подражание (мимесис)..., через сострадание и страх приводящее к очищению души от таких эмоций". В целом воспитат. концепции А. свойствен радикальный антиутилитаризм и антипрагматизм: в иерархии пед. целей польза (при сохранении нек-рого минимума необходимых знаний) оказывается на последнем месте, нравств. совершенство - на первом. Всякий профессионализм грозит превращением личности из цели в средство, свободный человек должен уметь играть на лире, но ни в коем случае не быть виртуозом. С точки зрения А., индивид - не механич. "частица", но уменьшенная копия социума; воспитывая нравственно неполноценных профессионалов, общество неизбежно придёт к моральному вырождению. Вместе с тем именно А. впервые выделил дисциплины, необходимые для образования философа, развил технику обучения "узких специалистов", намеченную ещё софистами. По определению швед, аристотелеведа И. Дюринга, А. был "первым профессором" в истории Европы. Дошедшие до нас трактаты ("прагматии") А. зачастую представляют собой "лекторские конспекты", обновлявшиеся и исправлявшиеся самим А. (в Академии лекции были редкостью, Платон предпочитал живой диалог). Курсы этики, логики, зоологии, ботаники, анатомии иллюстрировались диаграммами и изображениями на белой доске. Есть указания на то, что А. не оставлял без внимания вопросы методики преподавания. Порядок "Физика" - "Метафизика" в дошедшем до нас курсе лекций является педагогически целесообразным (от явного и знакомого к неявному и неочевидному). Трактаты А. служили уч. пособиями в эллинистич. эпоху (с 1 в. н. э.), а впоследствии и вер. века (до 12 в. отд. сочинения в лат. переводе Боэция; с 12- 13 вв. известны многочисл. переводы с греч. и араб, языков). Университетское образование в Зап. Европе вплоть до 18 в. было основано на идеях А. Реформация первоначально отвергала А., но уже Ф. Меланхтон снова ввёл аристоте-лизм в гимназич. курс. В России аристотелизм не получил распространения: восточная патристика, на к-рой основывается православное богословие, по своей филос. ориентации была близка к неоплатонизму и относилась к А. враждебно. Братья Лихуды в кон. 17 в. впервые читали курс аристотелевской "Физики" в Славяно-греко-латинской академии. Соч. в рус. пер.: Сочинения, т. 1-4, М., 1975-83. Лит.: Зелинский Ф. Ф., Пед. воззрения Платона и Аристотеля, П., 1916; Зубов В. П., Аристотель, М., 1963; Доватуp А. И., Политика и политии Аристотеля, М. - Л., 1965; Чанышев А. Н., Аристотель, Ми981; J aeg er W., Paideia, v. 3, N. Y., 1944; Franken a W. K., Three historical philosophies of education: Aristotle, Kant, Dewey, Chi., 1965; Lynch J. P., Aristotle's schopl. A study of a Greek educational Institution, Berk. - Los Ang. - L., 1972. См. также лит. при ст. Античность. А. В. Лебедев.
|