ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Йена-планЙена-план (Jena-Plan), система организации работы школы, сочетающая индивидуализацию уч.-воспитат. процесса с коллективной деятельностью учащихся. Разработана в 1920-х гг. проф. Йенского ун-та П. Петерсеном в духе идей нового воспитания, нем. "реформаторской педагогики". Известна также под назв. "школа Петера Петерсена" (Peter-Peter-sen-Schule). Получила распространение в школах Германии с 20-30-х гг., в наст, время применяется в разл. модификациях в отд. школах ФРГ, Голландии, нек-рых др. стран. Традиц. школа с классно-урочной системой, жёсткой регламентацией распорядка дня, дисциплиной и субордина-циеой между учителями и учащимися в И.-п. заменена "воспитат. общиной *. В основе её деятельности - уважение к личности, сочетание свободы и самостоятельности детей и их взаимозависимости в повседневной жизни, учёбе, труде, тесная связь детей, учителей и родителей. Классы заменены четырьмя разновозрастными группами (численностью обычно до 40 чел., в ст. группах до 30- 35 чел.). Ст. учащиеся выступают в роли опекунов, помощников для младших. Внутри групп на основе текущих интересов учащихся, их индивидуальных "рабочих линий" образуются временные, свободно создаваемые школьниками подгруппы, состав к-рых может меняться в зависимости от видов уч. работы. Обучение в И.-п. комплексное (см. Комплексная система обучения) на основе тематич. интеграции уч. материала; его содержание в первые годы определяется преим. интересами самих учащихся, впоследствии (с 5-6-го уч. года) всё более направляется учителем. Обучение строится на индивидуальном продвижении воспитанника по уч. программе с переходом из одной подгруппы в другую, выполнении индивидуальных и групповых заданий-проектов, сочетании самостоят, уч. работы с взаимопомощью в подгруппе. Урок заменён разнообразными видами уч. работы. В малых группах (3-5 чел.) это работа над проектами (см. Метод проектов), результатом к-рых может стать подготовка к.-л. экспозиции, конструирование модели, совм. доклад и др.; в парах - задания по правописанию, практич. занятия и пр., свободная работа - выполнение заданий-упражнений, уч. игры; групповое обсуждение ученич. работ, вопросов жизни группы или школы. Важное место в деятельности школы занимают открытие уч. недели, подведение её итогов, отчётные выставки и др. общешк. сборы. Учителя ориентируют учащихся на самостоят, оценку результатов уч. деятельности, взаимооценку, высказывают благожелат., корректирующие суждения, избегая жёстких оценок. Перевод из одной группы в другую осуществляется на основе "общей зрелости" учащихся, их личностного роста. Групповая организация жизни школы служит средством "духовной общинности", внутр. роста, в ходе к-рого ребёнок может "довести свою индивидуальность до личности". Лит.: Новые системы образоват. работы в школах Европы и Сев. Америки, под ред. С. В. Иванова, Н. Н. Иорданского, М., 1930; Petersen Р., Jena-Plan. I - III, Weimar, 1930-34; Die Praxis der Schulen nach dem Jena-Plan, hrsg. von P. Petersen, Weimar, 1934; Petersen P., Der kleine Jena-Plan, Weinheim, 1980""; Muhlmeyer H., Der Jena-Plan in der Welt. Historische Entwicklung und heutigerStand, "Schule und Leben", 1960-61, Bd 12, H. 13; B ehr M., Jeske W., Schul-Alternativen, Dusseldorf, 1982; Dietrich T., Die Padagogik Peter Petersens. Der Jena-Plan: Modell einer humanen Schule, Bad Heilbrunn, 1986. M. В. Кларин.
|