Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Коменский

Коменский (Komensky, Comenius) Ян Амос [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), - 15.11.1670, Амстердам], чеш. мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил перво-нач. образование в братской школе, в 1608-10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии и Гейдельберг-ском ун-те (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к пропо-веднич. деятельности. В 1614-20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Деятельность К. была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всём мире".

Филос. взгляды К. сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия К. (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.

В творчестве К. получает развитие предшествующая традиция чеш. реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чещ. братьев (см. в ст. Чехия).

Ещё в период учёбы К. собрал огромный языковой материал к кн. "Клад чещ. языка" (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию "Театр всевозможного" ("Theatrum universitatis rerum"), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чеш. стихосложения.

К. - ведущий представитель чеш. реформаторской церкви, в ходе 30-летней войны он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период К. написал ряд ист. работ и лит.-филос. трактат "Лабиринт света и рай сердца" ("La-birint sveta a raj srdce", 1623), в к-ром отразилась обществ.-критич. позиция К. Острая обществ, сатира в "Лабиринте..." дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества ("Рай сердца").

Под влиянием неоплатонизма К. пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира К. видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в "Дидактике" на чеш. языке (1628-30, опубл. 1849), в к-рой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по К., должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицат. отношение к "Дидактике".

В 1631-32 К. переработал "Дидактику", назвав её "Рай церкви или рай чешский", и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к "Дидактике"создать учебники и метод, лит-ру. Закончил К. лишь "Ин-форматорий материнской школы", ставший первой теорией дошк. воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физич. и нравств. воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравств. и религ. воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение дет. игр, К. подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильств. ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

В г. Лешно (Польша), занимаясь только пед. деятельностью, К. в 1633-38 переработал, расширил и перевёл на лат. яз. "Дидактику". Так возникла "Великая дидактика" ("Didactica magna"), ставшая осн. теоретич. базой средней (лат.) ступени образования. К. создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошк. воспитания до высш. образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). К. считал, что в "школе родного языка" необходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения - в лат. школе или гимназии (с 12 до 18 лет) К. вводит наряду с традиц. семью свободными иск-вами естествознание, историю, географию. Высш. образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. К. были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале К. отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, обществ, устройстве и духовной области является учебник "Открытая дверь языков" ("Janua linguarum reserata", 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиц. догматич. путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из к-рых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.

В 1640-х гг. К. по предложению швед, правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания лат. языка. После Вестфальского мира (1648) К. возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: "Преддверие лат. языка" ("Vestibulum latinae tinguae"), "Зал латинизма" ("Atrium linguae latinae", 1643-49, опубл. 1649), а также "Новейший метод языков" ("Linguarum methodus novissima", 1649).

В 1650 К. был приглашён для организации школ в Венгрию, где в Шарошпа-таке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофич. школы. Науч. обоснование её принципов, уч. план, распорядок дня были изложены К. в соч. "Пансофич. школа" (1651). К, предложил также решение проблемы взаимоотношения факторов, участвующих в образоват. процессе (напр., лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.

Конфликт между планами создания пансофич. школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал К. к дальнейшей разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстриров. учебник "Мир чувственных вещей в картинках" ("Orbis sensualium pictus", 1658), упрощённый вариант книги "Открытая дверь языков", был первой успешной попыткой создания уч. книги на основе психол. принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в нек-рых странах Европы до 2-й пол. 19 в. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, К. составил уч. кн. "Школа - игра" ("Schola - ludus", 1656), к-рая представляла собой драматизацию содержания "Открытой двери языков" и предназначалась для постановки на сцене шк. театра.

В 1654 К. вновь вернулся в Лешно. С 1657 жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих лат. пед. сочинений "Opera didactica omnia", среди к-рых впервые увидела свет и "Великая дидактика". В Амстердаме К. работал также над начатым в 1644 трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" ("De rerum humanarum emendatione consultatio catholica"), к-рый явился итогом его филос.-пед. и обществ, планов по исправлению общества. "Всеобщий совет..." включает неск. частей. "Всеобщее пробуждение" ("Панегерсия") призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей, "Всеобщее просвещение" ("Панав-гия") анализирует осн. методы по исправлению, "Всеобщая мудрость" ("Пансофия"), наз. также "Всеобщее устройство" ("Пантаксия"), содержит филос. ядро "Всеобщего совета" - собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, К. в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космич. процесса. Гл. место в ней занимает человек - творец, от активности к-рого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. "Всеобщее воспитание" ("Панпедия") содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К перво-нач. ступеням обучения и воспитания К. присоединяет и др. "школы жизни", к-рые в свою очередь делит на этапы развития- "классы". Т. о., система всеобщего воспитания К. включает "школу рождения", подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), "школу раннего детства" (дошк. воспитание), "школу детства" (элементарное гак. обучение на родном языке), "подростковую школу" (ср. ступень), "школу молодости" (высш. образование). На следующем этапе - в "школе старости" - должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о её сохранении и совершенствовании - апофеоз труда К.

Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами К. предлагал создать универсальный язык, на к-ром будет развиваться нац. культура, - "Всеобщий язык" ("Панглотия"). "Всеобщее исправление" ("Панортосия") завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом К. подчёркивал связь между самоисправлением каждого отд. человека и исправлением гл. социальных институтов (семьи, школы, церкви, гос-ва), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: междунар. орг-ция учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, междунар. консистория (некий всемирный совет церквей) и междунар. суд для мирного решения спорных полит, вопросов. Заключит, часть "Всеобщего Совета" - "Всеобщее поощрение" ("Пан-нутесия") призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. К. удалось издать лишь вступит, часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 в Праге).

Творчество К. оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и шк. практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, обществ, системы образования и естеств. постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по К., - подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внеш. мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей-богу. Т. о., К. выделяла составные части воспитания - науч. образование, нравств. воспитание и религ. воспитание. Понимание К. задач воспитания являлось выражением его гумани-стич. стремления к всестороннему развитию личности. Согласно К., человек - дитя природы, и поэтому все пед. средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех пед. воздействий. Идея универсального параллелизма, т.е. признания общности гл. принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, к-рый использовал К. в своей пед. системе.

Вопросы воспитания и обучения К. рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и лат. языка -языка науки и культуры того времени. Осн. требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие уч. материала возрасту ребёнка. К. считал, что разум человека способен охватить всё при последовательном и по-степеннчм продвижении вперёд, следуя от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого разл. методы. Признавая 3 источника познания - чувства, разум и веру, гл. значение К. придавал чувственному восприятию, к-рое должно подкрепляться затем разъяснением.

Цель воспитания К. видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из к-рых наиб, важными считал справедливость, мужество, умеренность. Стремление К. выработать интегриров. систему познания, позже развитую Лейбницем и др. мыслителями, наметить осн. линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европ. культуры.

С о ч. в рус. пер.: Избр. пед. соч., т. 1 - 2, М., 1982.

Лит.: Красновский А. А., Я. А. Ко-менский, М., 1953; Мат-лы науч. сессии А. ПН РСФСР, поев. 300-летию опубликования Собр. дидактич. трудов Я. А. Коменского, М., 1959; Джибладзе Г. Н., Философия Комеиского, М., 19822; К p а т о х- в и л М. В., Жизнь Яна Амоса Коменского, пер. с чеш., М., 1991; Popelova J., Ко-menskeho cesta k vsenaprave, Praha, 1958: Blekastad M., Comenius, Praha - Oslo, 1969; С a p k o v a D., Nektere zakladni prmcipy pedagogickeho mysleni J. A. Komen-skeho, Praha, 1977; Otazky soucasne komeni-logie, Praha, 1981; Sympozium Comenianum 1982, Uhersky Brod, Comenius Institute od Education Praha, Comenius Muzeum in Uhersky Brod, 1984; Acta comeniana, Praha, 1940.

Д. Чапкова.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета