ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
КалашниковКалашников Алексей Георгиевич [16(28).2.1893, Москва, - 1.1.1962, там же], педагог, деятель нар. образования, д. ч. АПН РСФСР (1947), д-р физ.-мат. наук (1946), проф. (1926). Окончил физ.-мат. ф-т Моск. ун-та (1917). Преподавал в гимназии и учительской семинарии в Москве. С 1919 в системе Наркомпроса РСФСР - зав. отделами проф. образования Моспрофобра, пед. образования Главпрофобра. В 1921-23 зав. редакц. сектором Госиздата, в 1921-29 зав. Гл. науч.-пед. секцией ГУСа, в 1926-30 зам. директора НИИ науч. педагогики; с 1923 преподавал на Высш. науч.-пед. курсах при 2-м МГУ, в Моск. индустр.-пед. ин-те им. К. Либкнехта, в ср. школах Москвы. В 1931-38 в НИИ политехн. труда (позднее НИИ политехн. образования, с 1937 НИИ ср. школы), в 1938- 1945 и в 1947-53 в Ин-те физики Земли АН СССР. В 1945-46 зам. мин. и в 1946-48 мин. просвещения РСФСР. В 1953-61 в Ин-те методов обучения АПН. Ред. журнала "Политехн. обучение" (с 1957; с 1960 "Школа и производство"). В 1919-25 разрабатывал пути создания индустриально-трудовой школы и формы подготовки для неё пед. кадров. Выдвинул идею преобразования школы 2-й ступени в специализированную (по направлениям) школу индустриальных рабочих-подростков. Политехн. образование понимал как приобретаемый подростками "научно разработанный трудовой опыт". В его содержание включал спец. дисциплины (общее машиноведение, энергетика произ-ва и технология обрабатываемых материалов), а также основы прикладных наук. В качестве ведущих методов обучения выделял исследовательский и бригадно-лабораторный, т.е. наиб, способствующие пониманию труда как совр. производственного процесса, в к-ром неразрывно связаны теоретич. изучение окружающей действительности и практич. работа. Это сочеталось с последоват. овладением историей техники и социальной организации труда (идея "диалога культур"). Остальные элементы культуры приводились в "гармо-нич. связь с помощью установления их трудовой причинности". В организации уч.-воспитат. процесса предлагал группировку учащихся по видам трудовой деятельности, замену классных помещений специально оборудованными рабочими кабинетами и построение шк. жизни как "самоуправляющейся трудовой общины". В уч. план вводились групповая работа по самообслуживанию, постепенно усложняющийся производительный труд, занятия в кабинетах и экскурсии. Подготовку пед. кадров К. также предлагал осуществлять на основе индустриального принципа, выделив 2 ступени: общеобразовательную и специальную (специализация по типам школ и предметным циклам). Содержание образования в пед. ин-те строилось по четырём направлениям - труд, наука, человек, "идеологич. формы" и включало такие компоненты, как: науч.-техн., экон. и идеологич. основы организации совр. произ-ва; общие вопросы совр. науки, её методы и углублённое знакомство с нек-рыми её областями; изучение природы ребёнка и выработка техники руководства его развитием (социально-биол. образование); участие в обществ, про-из-ве; пед. практика в массовой школе, завершавшаяся самостоят, работой над "проектированием новой школы". Осн. методом обучения в пед. вузе считал студийно-лабораторный - самостоят, проработка студентами материала под руководством преподавателей-консультантов. Мн. положения, выдвинутые К., были впоследствии использованы в деятельности АКБ. Во 2-й пол. 20-х гг. разрабатывал методологич. основы пед. процесса в сов. школе. Выступал против теории отмирания школы и превалирования стихийного влияния среды над целенаправленным пед. воздействием. Воспитание трактовал как "организованное и сознательное самоизменение человека в процессе изменения им условий своего существования". Сочетая осмысление как социальных, так и биол. факторов в воспитании, разрабатывал принципы воспитания периода переходной эпохи, типы воспитания, критерии эффективности работы пед. коллектива и др. К. - инициатор издания, ред. и автор ряда статей первой сов. Пед. энциклопедии (т. 1-3, 1927-30). В 1929-31 методологич. подходы К. к трактовке процесса воспитания подверглись в печати необоснованной критике как "правый уклон в педагогике". В кон. 40-х гг. возобновил исследования проблем политехнизации школы, разработал конкретные формы её осуществления. Во 2-й пол. 50-х гг. выделял такие задачи политехн. обучения, как знакомство учащихся в теории и на практике с науч. основами совр. произ-ва и с применением этих знаний в важнейших отраслях пром-сти и с. х-ва; умение учащихся обращаться с наиб, распространёнными орудиями труда и механизмами; приобщение к трудовой деятельности на произ-ве с последующей специализацией. Соч.: Наука и школа для труда, M., 1921j Опыт построения индустриально-трудовой школы ближайшего будущего, M., 19222; Индустриально-трудовая школа, М., 1924"; Очерки марксистской педагогики, т. 1, М., 1929; О подготовке учащихся семилетних и ср. школ к практич. деятельности, СП, 1949, № 9; Вопросы политехн. обучения в школе, М., 1953; Политехн. принципы в изучении основ наук естествознания, ШиП, 1961, № 2; Проблемы политехн. образования. Избр. тр., М., 1990. Лит.: Корнейчик Т., А. Г. Калашников, НО, 1963, № 2; Камардино-ва У. ОА. Г. Калашников о трудовой подготовке школьников, ШиП, 1985, № 7. М. В. Богуславский.
|