ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Кризисы возрастныеКризисы возрастные (от греч. krisis - переломный момент, исход), условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В дет. психологии эмпирически отмечалась неравномерность дет. развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом мн. исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как "болезни развития", негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л. С. Выготский разработал оригинальную концепцию, в к-рой рассматривал возрастное развитие как диалектич. процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с К. в. Психич. развитие осуществляется посредством смены т. н. стабильных и критич. возрастов (см. Возраст). В рамках стабильного возраста вызревают пси-хич. новообразования, к-рые актуализируются в К. в. Выготский описал след. К. в.: кризис новорождённое(tm) - отделяет эмбриональный период развития от младенч. возраста; кризис 1 года - отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 лет - переход к дошк. возрасту; кризис 7 лет - соединит, звено между дошк. и шк. возрастом; кризис 13 лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту. На этих этапах происходит коренная смена всей "социальной ситуации развития" ребёнка - возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. К. в. - закономерные и необходимые этапы развития ребёнка; т. о., понятие "кризис" в данном контексте не несёт негативной окраски. Однако нередко К. в. сопровождаются проявлениями отри-цат. черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т. п.). Источник этого явления - противоречие между возросшими физич. и духовными возможностями ребёнка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приёмами пед. воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В шк. возрасте в рамках К. в. у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к уч. занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания К. в. оказывают влияние индивидуальные особенности ребёнка. Яркую негативную окраску имеет, напр., кризис 3 лет, когда прежде послушный ребёнок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых. Негативные проявления К. в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспи-тат. воздействий, учёт происходящих с ребёнком перемен могут значительно смягчить протекание К. в. Лит.: Выготский Л. С., Проблема возраста, в кн.: Собр. соч., т. 4, М., 1984. См. также лит. при ст. Возраст. М. А. Степанова.
|