ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
KампанеллаKампанелла (Campanella) Томмазо (до пострижения в монахи - Джованни Доменико) (5.9.1568, Стило, Калабрия, - 21.5.1639, Париж), итал. философ и поэт. Сын сапожника, с 1582 монах-доминиканец. Неоднократно арестовывался инквизицией, привлекался к суду. В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против исп. владычества и церкви, был схвачен, провёл в темнице более 33 лет. Там он создал десятки произведений, в т. ч. утопию "Город Солнца" (рукопись на итал. яз., 1601; впервые издана в 1623 на лат. яз. во Франкфурте-на-Майне Товием Адами, к-рый, вероятно, и сделал перевод). К., как и Т. Мор, считал, что идеалы всестороннего развития человека, выдвинутые гуманистами Возрождения, могут быть осуществлены только тогда, когда будет покончено с господством собственников и духом наживы, характерными для эпохи первоначального накопления капитала. Одним из первых связал принцип "обществ, воспитания" с уничтожением частной собственности. В Городе Солнца нет ни частной собственности, ни семьи. Значит, развитие естеств. наук, происшедшее со времени создания "Утопии" Мора, отразилось на "Городе Солнца": в гос-ве соляриев всё устроено "по науке". Деторождение как святое дело во благо гос-ва должно обеспечить наилучшее потомство. Оно поставлено под контроль соответствующих должностных лиц, врачей и астрологов. Матери кормят младенцев грудью 2 года и более, затем детей делят на группы и передают "на попечение начальниц, если это девочка, или начальников, ежели это мальчик". Начиная с 3 лет их учат азбуке. Позже с ними занимаются гимнастикой, бегом, разл. играми и упражнениями, дабы обеспечить всему телу равномерное развитие. "На седьмом году переходят они к естеств. наукам, а потом к остальным, по усмотрению начальства, а затем к ремёслам". Их водят в мастерские, чтобы выяснить наклонности каждого. После 10 лет они приступают к отвлечённым дисциплинам - математике, медицине; осн. формой обучения становятся дискуссии. На полях и пастбищах дети учатся земледелию и скотоводству, в мастерских - ремеслу. Наставники выясняют, в чём каждый преуспел больше всего, и определяют область наук или ремёсел, где он будет использован. Физич. труд у соляриев (и в этом их существенное отличие от утопийцев) - дело чести. Почётнее всего - самые тяжёлые ремёсла. Нерадивых ждёт не только порицание, но и телесное наказание. Поощрения носят гл. обр. моральный характер: особо отличившихся в труде или ратных подвигах отмечают венками и др. почётными наградами. У молодёжи воспитывается - как добродетель и долг - уважение к старшим: юноши и девушки прислуживают пожилым. Досуг всецело посвящён духовному и телесному совершенствованию, расширению круга знаний. В физич. воспитании торжествует спартанское начало: лишь закалённые люди способны хорошо трудиться, защищать родину, давать здоровое потомство. Дети до 7-летнего возраста ходят всегда босиком и с непокрытой головой. Мальчиков с 12 лет учат обращаться с оружием; во время войн их берут в поход, чтобы привыкали к кровопролитию. Воинская доблесть и любовь к отчизне рождены обществ, строем: солярии оставили позади и римлян, к-рые добровольно умирали за отечество, "потому что значительно превзошли их в отрешении от собственности". Женщины тоже проходят воинскую подготовку и помогают в обороне города. К. разрабатывал принцип наглядности обучения. Я. А. Каменский испытал прямое влияние К. В Городе Солнца, построенном в виде концентрич. поясов, стены зданий покрыты изображениями и надписями, позволяющими в определённой последовательности освоить все науки. Настенные изображения преследуют не только дидактич. цели, но служат задачам нравств. и эстетич. воспитания: портреты великих мудрецов, учёных, изобретателей, героев, прославивших родину, служат примером молодому поколению. Изображения дополняются соответствующими экспонатами, образцами минералов, металлов, растений и т. д. Система обучения у соляриев столь совершенна, что дети усваивают за год больше, чем в иных странах за 10-15 лет. С о ч.: La citta del Sole, testo italiano e testo latino, a cura di N. Bobbio, Torino, 1941; Scritti scelti di G. Bruno e di T. Campanella, Torino, 1949; в рус. пер. -Город Солнца, М. -Л., 1954. Лит.: Квачала И. И., Фома Кампа-нелла, ЖМНП, 1906, № 10; 1907, № 1, 5, 8, 12; Рутенбург В. И., Кампанелла, Л., 1956; Штекли А. Э., Кампанелла, М., 1966; его же, "Город Солнца": утопия и наука, М., 1978 (библ.); Горфункель А. X., Томмазо Кампанелла, М., 1969. А. Э. Штекли.
|