ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Качества знанийКачества знаний, выявляются в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний человеком в разл. видах деятельности. Понятие К. з. предусматривает соотнесение видов знаний (законы, теории, прикладные, методол., оценочные знания) с элементами содержания образования и тем самым с уровнями усвоения. Такое соотнесение необходимо, т. к. каждое знание потенциально связано со способом применения, может быть включено в творческий процесс и приобретать то или иное значение. К. з. имеет след, характеристики: полноту - кол-во программных знаний об изучаемом объекте; глубину - совокупность осознанных учащимися связей и отношений между знаниями; систематичность - осознание состава нек-рой совокупности знаний в их иерархич. и последовательной связи; системность - осознание учеником места знания в структуре науч. теории; оперативность - умение использовать знания в однотипных ситуациях; гибкость - умение самостоятельно находить вариативные способы применения знаний в изменённых условиях; конкретность - умение разложить знания на элементы, раскрыть конкретные проявления обобщённого знания; обобщённость - умение выразить конкретное знание в обобщённой форме. К. з. характеризуются также свёрнутостью и развёрнутостью, осознанностью (пониманием связей и отношений между знаниями, путей их получения, умением доказывать) и прочностью (устойчивым сохранением в памяти существенных знаний и способов их применения, готовностью вывести необходимое знание на основе других). Все К. з. взаимосвязаны и относительно самостоятельны, т. к. не подменяют друг друга. В формировании системы К. з. участвуют все методы обучения, все элементы содержания образования. В этом процессе важную роль играет конкретное наполнение знаний и способов деятельности. Так, отсутствие в содержании обучения методол. знаний отрицательно влияет на осознанность усвоения, без теоретич. знаний, построенных в должной системе, не достигается обобщённость, свёрнутость знаний и т. д. Основными К. з. в системе являются полнота, глубина, оперативность, гибкость, осознанность. Первыми тремя обусловлены конкретность, обобщённость, системность знаний. Осознанность знаний приводит к их системности, систематичности, свёрнутости; прочность обеспечивается их осознанностью, систематичностью, оперативностью и т. д. Контроль за формированием К. з. проводится на протяжении всего обучения. Во время итоговой проверки выявляется степень сформированности каждого К. з. или их сочетания. Лит.: Качество знаний учащихся и пути его совершенствования, M., 197?; Рысс В. Л., Контроль знаний учащихся, М., 1982; Л с р-нер И. Я., Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?, М., 1978; Зорина Л. Я.. Системность - качество знаний, М., 1976. И. Я. Лернер.
|