Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Ламаистские школы

Ламаистские школы, институт духовного образования в ламаизме. Ламаизм (форма сев. буддизма) распространялся в Тибете с 7 в. н. э., Монголии и соседних с ней землях с 16 в., в России среди народов Тувы, Бурятии и Калмыкии с 17 в. В сер. 17 в. на терр. Тибета было создано теократич. гос-во во главе с далай-ламой. Согласно учению ламаизма, у верующего должен быть духовный наставник и руководитель - лама, помогающий рекомендациями и советами, совершающий разл. обряды и оберегающий дом от беды. Численность лам достигала более трети всего населения. Родители старались хотя бы одного сына сделать членом высш. сословия - духовенства, т. к. лама имел авторитет и власть, был свободен от налогов и др. обществ, повинностей, подчиняя всю жизнь выполнению ре лиг. долга.

Л. ш. существовали, как правило, при монастырях, на фоне широкого развития индивидуального обучения (см. также Буддистские школы). Длительность и содержание обучения зависели от того, какого иерархич. уровня лам готовила школа. Пед. идеал включал требования к личным качествам ученика, знанию догматики и пригодности к проповеднич. и преподавательской деятельности. Распорядком Л. ш. предусматривался полный отказ воспитанников от своей воли и гордости и полное повиновение ламе.

Предварительно (до поступления в монастырь) ок. 1 года обучение грамоте, нач. культовым обрядам и молитвам проводилось ламой в семье. В возрасте 6 лет ребёнок становился послушником в монастыре, а затем занимался в нач. религ, школе, где совершенствовался в письме и знании культа, изучал поэтику, стилистику, синонимику и композицию текста, астрологию, основы хореографии и драмы (т. н. пять малых предметов). Давалось представление также о "пяти больших предметах" - языкознании, логике, медицине, технологии, философии. Мн. ламы не оканчивали и нач. школы, покидая её без получения подтверждающей их звание грамоты. Малообразованные ламы не имели права жить в монастырях и назывались "степными". Хотя формально подлинным ламой считался лишь прошедший весь курс монастырского обучения, однако уровень образованности лам часто был низким.

Способные ученики, имевшие нач. ре-лиг, образование, в возрасте 15-20 лет распределялись в монастырские (да-цанские) школы, к-рые представляли собой ср. ступень образования лам. В них изучалась "внутр. наука", т.е. ре-лиг.-филос. система буддизма. Дацанские школы делились на 3 класса: низший (5 лет, изучались логика и психология, язык, краткая история буддизма), средний (5 лет) и старший (4 года), включавшие религ. философию (этику, метафизику, гносеологию и др.) и канон монашеской дисциплины. Выпускники, сдав экзамен, получали спец. грамоту. После этого можно было поступить в высшую религ.-филос. школу, где в течение 7 лет повторялось и углублялось ранее пройденное, писались под контролем наставников самостоят, сочинения и комментарии к текстам буддийского канона. Окончившие её получали право поступить на богословские или филос. ф-ты (чжуд-да-цан, цаннид) при крупнейших монастырях, где обучались ещё 10-15 лет всему курсу наук и мистич. философии, предавались длительной и аскетически суровой медитации для "достижения состояния Будды". Выпускники в возрасте 50-60 лет получали высшие учёные степени.

В процессе обучения в Л. ш. наставники стремились обеспечить единство "взгляда", "созерцания", "поведения", т.е. теории и практики. Многоступенчатая дидактич. система предусматривала последоват. введение разл. методов и приёмов обучения от простой наглядности и поучительных примеров до диспутов, медитации и йогических средств.

Ряд Л. ш. функционирует и в 20 в. в Тибете и др. регионах распространения ламаизма.

В России первая высшая Л. ш. (цаннид) создана в сер. 19 в. при Цугольском дацане у агинских бурят (ныне Агинский Бурят, нац. округ в Читинской обл.). К кон. 19 в, в Забайкалье насчитывалось 32 школы с числом учеников от 100 до 300 в каждой (всего ок. 7 тыс.). В дальнейшем Л. ш. довольно продолжит, время сохраняли существенное значение для просвещения бурят вследствие медленного развития общеобразоват. сети в этом регионе, а также в силу влияния религ. и культурных традиций (в 1929 - 73 школы, насчитывавшие св. 4 тыс. уч-ся).

Лит.: Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, в кн.: Записки Имп. рус. геогр. об-ва по отд. этнографии, т. 16, СПБ, 1887; Труды Особого совещания по вопросам образования восточных инородцев, СПБ, 1905; Андреев В. И., Школьное образование у бурят во второй пол. XIX в., Иркутск, __ 1958; Кычанов Е. И., Савицкий Л - С., Люди и боги Страны снегов. Очерки истории Тибета и его культуры, Ми975; Дашиев Д. Б., Нек-рые социально-психол. аспекты культа наставника (по тибетским источникам), в кн.: Психол. аспекты буддизма, Новосиб., 1986; Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах Центр. Азии, Новосиб., 1989; Рампа Т., Л о б с а и г, Третий глаз, Л., 19922. В. Г. Безрогое,

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета