ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Личностный подходЛичностный подход, последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собств. развития и как к субъекту воспитат. взаимодействия. Проблема воспитания личности традиционна для педагогики. Её значение особенно остро выявилось с распространением всеобщего обучения и превращением общеобразоват. школы в массовую (19 в.). Значит, внимание этой проблеме уделяли теоретики амер. - "всеохватывающей" школы (X. Манн, Дж. Дьюи и др.). В кон. 19 в. в Германии оформилось течение "педагогика личности", провозгласившее целью воспитания развитие суверенного индивида и рассматривавшее деятельность воспитателя как иск-во художника. Совр. понимание личностного (или личностно-центрированного) подхода определили в 60-е гг. представители направления гуманистич. психологии К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, В. Франкль, к-рые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального "я" каждого ребёнка. Идея Л. п. разрабатывалась с нач. 80-х гг. нек-рыми учеными Рос. Федерации (К. А. Абульхано-ва, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов и др.) в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса. Однако Л. п. ещё не стал доминирующим в воспитании и нередко фактически подменяется индивидуальным подходом. Л. п. - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Л. п. предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании Л. п. означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нём гуманистич. взаимоотношений, благодаря к-рым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в др. людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека. Своеобразие личности обогащает коллектив и др. его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам (см. Возрастной подход). Л. п. может осуществить лишь педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями. Отношения между педагогом и воспитанником в силу различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства искренности по отношению к воспитаннику. Педагог, раскрываясь навстречу ребёнку и получая в ответ его откровенность, помогает развитию личности и обогащает себя. Особо важное значение Л. п. приобретает в работе с подростками и старшеклассниками. Он эффективно влияет на развитие у учащихся рефлексии и саморегуляции, утверждение чувства собств. достоинства, ответственности, терпимости. В более широком аспекте Л. п. способствует объединению людей в их движении к социальному прогрессу. Лит..' Кон И. С., Психология старшеклассника, М., 1982; Мудрик А. В., Личность школьника и её воспитание в коллективе, М., 1983; его же, Личностный подход в воспитании, "Магистр", 1991, август; R o g e r s С. R. Psychotherapy and Personality change, Chi., 1954; M a s-1 o w A. H., Motivation and Personality, N. Y., 19702. А. В. Мудрик.
|