ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
МоррисонМоррисон (Morrison) Генри Клинтон (7.10.1871, Олд-Таун, шт. Мэн, - 19.3.1945, Чикаго), амер. педагог. Директор ср. школы (1895-99), инспектор школ (1899-1917), проф. педагогики Чикагского ун-та (1928-45). Особую известность в США приобрела кн. M. "Practice of teaching in the secondary school" ("Практика обучения в ср. школе", 1926), где он выдвигал представления о ключевых чертах каждой образоват. ступени, к-рые определяют характер содержания и методов обучения. Результатом нач. ступени, по М., должна являться "первичная социальная адаптация" ребёнка; к концу обучения в ср. школе под руководством учителя ребёнок приобретает широкий круг интересов и способность к "самостоят. интеллектуальной жизни"; лишь в высш. школе М. полагал возможным "самостоят, интеллектуальный рост" учащихся, отводя преподавателю роль одного из источников знаний, М. предложил выделить осн. компоненты содержания образования, передача к-рых является задачей ср. школы: т. н. отношения понимания (знания, рациональное мышление, рефлексия); ценностные установки (принятие этич. и эстетич. ценностей); спец. умения (владение речью, муз. исполнение, плавание и т. д.); навыки (напр., темп чтения, беглость речи на иностр. яз.). Основываясь на психол. знаниях, М. придерживался общей последовательности ступеней обучения: стимулирование - ассимилирование - реагирование, развёртывая содержание этой последовательности на основе модифициров. гербартианской схемы. М. разрабатывал представление о поэлементном разложении содержания обучения на сумму целостных "единиц усвоения", каждая из к-рых носит комплексный характер и включает осн. компоненты содержания образования. Опираясь на эти представления, М. выдвинул идею дидактич. цикла, направленного на обя-зат. полное усвоение учащимися запла-ниров. "единиц" (проверка степени подготовленности ученика - обучение - проверка результатов - приспособление способов обучения к индивидуальным особенностям ученика - повторная проверка - вплоть до достижения полного усвоения). Эта идея М. развивается в совр. теории и практике обучения на основе концепции "полного усвоения" (Дж. Кэрролл, Б. Блум, Б. Блок и др.). См. Индивидуализированного обучения системы. С о ч.: The evolving common school, Camb., 1933; Basic principles in education, Boston - [a. o.], 1934; American schools. A critical study of our school System. Chi., [1943]; The curri-culum of the common school, from the begin-ning of the primary school to the end of the junior College, Chi., [1940]. Лит.: Бертон В., Принципы обучения, M., 1934, с. 47-54, 203-05. 242-43. М. В. Кларин.
|