ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Мэн-ЦзыМэн-Цзы, Мэн, Мэн Кэ (ок. 372-289 до н. э.), древнекит. философ, последователь Конфуция. Его учение изложено в канонич. книге "Мэн-цзы", составленной учениками после его смерти. Как и Конфуций, М.-ц. занимался в основном вопросами этики и политики, выдвигал на первый план проблемы обучения человека и его самосовершенствования. В основу своей этич. теории и педагогики М.-ц. положил тезис о доброй природе человека (шань син), согласно к-рому каждый обладает врождённым знанием добра и способностью творить его. Задача воспитания заключается в том, чтобы сохранять, развивать и совершенствовать эти этич. начала. Народ - высшая ценность в концепции М.-ц. Он имеет право восстать против недобросовестного правителя. В то же время в учении М.-ц. чётко разделялись обязанности "верхов" и "низов". М.-ц. допускал возможность не только врождённых моральных качеств, но и врождённых знаний, к-рые присущи мудрым людям и отличают их от простолюдинов. Внутр. природу совершенной личности составляют гуманность, долг, мудрость и чувство необходимости соблюдения установленного строя и отношений между людьми ("гуманное управление", уважение старших по возрасту и социальному положению). Осн. внимание в процессе обучения он обращал на моральное воспитание и, подобно Конфуцию, стремился воспитывать высш. моральные качества у людей, к-рые бы управляли простым народом. Мудрое управление - основа гармоничного гос-ва и общества. Управлять обществом должны люди умственного труда, обладающие знаниями, носители высших моральных качеств. Людей же физич. труда следует воспитывать в духе соблюдения норм поведения, давая им необходимые практич. навыки. Лит.: Древнекитайская философия, т 1, М., 1972; Васильев Л. С., Проблемы генезиса китайской мысли, М., 1989. Л. С. Васильев.
|