ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
НеменскийНеменский Борис Михайлович (р 24 12 1922, Москва), живописец и педагог, обществ деятель, акад РАО (1992, ч -к АПН СССР с 1991) Окончил Моек худож ин-т (1951) Работал в Студии воен художников им M Б Грекова (1942-62) Преподавал в Моек гор пед ин-те им В Г Потемкина (1957-60), МГПИ (1960-62), ВГИКе (с 1962, проф с 1990) Секр Союза художников СССР (1963-88), пред комиссии по эстетич воспитанию союза Автор мн живописных полотен на темы Вел Отеч войны ("Земля опаленная", 1957, Третьяковская галерея, "Безымянная высота", 1961-62, и др), пейзажей ("Дыхание весны", 1955, Русский музей, и др), серий портретов ("Поколения" 1977- 78, и др) Инициатор создания (1991) Моек центра худож культуры и образования Опыт преподават деятельности привел H к необходимости разработки целостной программы худож воспитания, детализованной для разл ступеней образования В кон 70-х гг H предложил один из ее вариантов, поддержанный Союзом художников Цель такой программы - формирование многогранных духовных интересов личности средствами иск-ва, прежде всего изобразительного Важная особенность программы - ориентация на эмоционально-воспитат потенциал худож образов, на гуманитаризацию образования Приобщение к ценностям иск-ва, по H, происходит и при решении уч задач из курсов естеств и точных наук, в к-рых педагог может выявить и показать учащимся красоту мысли, гармонию познават и этич ценностей Формирование худож культуры учащихся связывалось с освоением не только знаний по иск-ву, но и с овладением "худож грамотностью", предполагавшей практич худож умения и навыки, а также с изучением истории иск- в Академич основа разл худож стилей трактовалась как важный элемент базовых знаний по иск-ву Общеобразоват школе отводилась оси роль в подготовке учащихся как зрителей, слушателей произведений иск-ва Худож знания в этом случае - не цель обучения, а средство приобщения учащихся к иск-ву, инструмент формирования их мировоззрения Школа призвана научить учащихся самостоятельно пользоваться приобретенными худож знаниями и навыками, в т ч для дальнейшего саморазвития Новый вариант программы, получивший назв "Изобразит иск-во и худож труд", создан под руководством H в 80-х гг Он принят во мн школах Рос Федерации Творческие и эмоционально-ценностные аспекты шк подготовки по иск-ву осмыслены в нем как один из важнейших элементов перестройки образования в условиях демократизации общества Автор книг о худож творчестве, в т ч для педагогов и для учащихся "Солдат и подснежник" (1971), "Распахни окно" (1974)и др С о ч Тревоги большого пути Слово художника к интеллигенции, M 1967, Пути очеловечивания школы в кн Новое пед мыш ление под ред А В Петровского, M 1989, Концепция худож образования как фундамента системы эстетич развития учащихся в школе M 1992, Культура, искусство, образование, M, 1993 Лит Дмитриева H А, Б M Йеменский [М, 1971], СимоновК М, Б М Неменскии Память сердца, М, 1980, Мелик ПашаевА, Судьба программы, СШ, 1987, № 10
|