ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ПоповаПопова Надежда Ивановна (12.10.1877, Москва, - нач. 1950-х гг., там же), педагог, канд. пед. наук (1935), доцент (1934). Пед. деятельность начала учителем Моск. гор. нач. уч-ща (1894). По окончании ист. отделения Высш. жен. курсов в Москве (1899) преподавала в нач. школе (до 1917), зав. 2-й Опытной школой им. К. А. Тимирязева МОНО (1919-27), чл. комиссии Наркомпроса по составлению программ (1927-30). Вела преподавательскую деятельность в Центр, ин-те повышения квалификации работников нар. образования (1931-32), в Гор. пед. ин-те (1932-40) и науч. исследовательскую в НИИ нач. школы (1937-38), в НИИ теории и истории педагогики (1944-48). До 1917 в организованном ею "Кружке моек. гор. учительниц" разработала ориг. программу нач. обучения, в к-рой стремилась реализовать в единстве принципы трудовой школы и комплексной системы. Программа П. строилась на идеях интеграции отд. направлений нач. образования. Как предмет выделялся лишь курс "мироведения", способствующий формированию целостного мировоззрения на основе активно-деятельностного подхода. Концепция школы, программы и метод, рекомендации обобщены П. в кн. "Четыре года преподавания в нач. школе" (1919). Активно участвовала в учительском обществ, движении, отстаивала проф. интересы педагогов. В 1905-07 и в 1917 пред. Моск. бюро ВУСа, один из организаторов всеобщей забастовки моек, учительства (дек. 1917 - янв. 1918). Выступала против насаждения в школе клас-сово-парт. идеологии. В 1919 на базе 2-й Опытной школы МОНО создала "Школу жизни" - тип. шк. общины, в к-рой стержнем уч.-воспитат. деятельности являлись трудовое воспитание, взаимодействие с окружающей жизнью, исследоват. методы и игровые формы в обучении. Уч. процесс строился на методе проектов. Программа летних занятий предусматривала с.-х. опытниче-ство и осмысление мира природы. В городе П. организовала уч. заведение, позднее названное "Школой полного дня". О пед. эффективности методики П. свидетельствовала подготовленная учащимися кн. "Как мы живём и работаем в нашей "Школе жизни"" (1925). Свой опыт П. обобщила в кн. "Школа жизни" (19253) и "Метод проектов и школа жизни" (1926). Составила программы для 1- 2-й групп нач. школы (1927). В 30-х гг. после ликвидации опытно-показательных учреждений разрабатывала вопросы методики преподавания географии на основе краеведч. материала, отражённые в уч. и метод, лит-ре: "География в нач. школе" (1933, соавт.), "Учебник географии" для 3-4-х кл. (1935), "Метод, пособие для учителей нач. школы" (раздел географии, 1938). В 40-х гг. подготовила на большом фактич. материале работы (остались в рукописях) по истории отеч. школы и педагогики ["Из истории с.-х. труда в нач. школе", "Очерки теории и практики передовой рус. педагогики (1900-1917)", "Опытно-показательные школы НКП РСФСР"], где отразила стремление рос. педагогов создать новую трудовую школу, основанную на принципах свободного развития детей, стимулирующую их творческую активность. Соч.: К истории Всерос. учительского союза, М., 1917; От нашего края в широкий мир, M., 19283 (соавт., ред.); Методы трудовой школы, М., 1929; О планировании шк. работы, М., 1929; Материал к программе нулевых групп школы I ступени, М., 1930 (соавт.); Как живет и изменяется наша земля, M., 19312. Лит.: Меньшикова Е. А., "Школа жизни" Н. И. Поповой, НШ, 1990, № 2; Богуславский М. В., Соловьев В. А., "Школа жизни" Поповой, "Магистр", 1992, № 6. М. В. Богуславский
|