Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Психиатрия детская

Психиатрия детская, отрасль медицины, занимающаяся изучением, диагностикой, лечением и профилактикой пси-хич. расстройств в дет. возрасте. Тесно связана со спец. педагогикой, общей, возрастной и мед. психологией, а также со смежными областями медицины (неврологией и др.). Как самостоят, науч. и практич. отрасль оформилась к 30-м гг. 20 в.

Длительное время в истории медицины не существовало рационального объяснения природы психич. заболеваний и методов их лечения. Лица, страдающие психич. отклонениями, рассматривались либо как "одержимые дьяволом", либо как "блаженные", "юродивые", т.е. отрешённые от мира и осенённые Божественной благодатью. Соответственно различалось и отношение к ним в разных странах и в разное время. Одержимых подвергали жестоким и, как правило, бесплодным процедурам "изгнания дьявола", часто осуждали на суровые наказания, вплоть до смертной казни. В Зап. Европе во время господства инквизиции были казнены тысячи людей, в т. ч. и дети, многие из к-рых, вероятно, страдали психич. расстройствами. Если преобладал иной подход, психически больных окружали заботой, жертвовали им милостыню, а к их бреду внимательно прислушивались, расценивая его как откровение и пророчество. Однако в любом случае вопрос о лечении психически больных не ставился и не решался. Учреждения, создававшиеся для их опеки, фактически служили для их изоляции. Единственным отклонением от психич. нормы в дет. возрасте считалось слабоумие, др. проявления психич. расстройств расценивались как недостатки характера или как свидетельства "порочной натуры" ребёнка, требовавшие строгих воспитат. мер.

Психиатрия как относительно самостоят, наука возникла в кон. 18 в. У её истоков стоял франц. врач Ф. Пинель, первым осуществивший радикальный пересмотр репрессивного отношения к психически больным. В России становление психиатрии осуществлялось на протяжении 19 в. В 1898 при Моск. ун-те была создана кафедра психиатрии, к-рую возглавил С. С. Корсаков; после его смерти (1900) во главе кафедры стал В. П. Сербский, к-рого в 1918 сменил П. Б. Ганнушкин.

Понятие "П. д." было предложено в 1899 франц. врачом М. Гомесом. Однако до нач. 30-х гг. 20 в. этот термин употреблялся редко, предпочтение отдавалось терминам "дефектология" и "педология". В 1934 швейц. врачом М. Трамером был основан "Журнал по детской психиатрии"; им же был организован 1-й Меж-дунар. конгресс по П. д. (Париж, 1937). Постепенно П. д. получила оформление как самостоят, область медицины.

Однако понятие психич. расстройств дет. возраста существовало и раньше. В 1911 в Германии был опубликован первый обзор работ по психич. заболеваниям у детей, насчитывавший 273 источника. Это свидетельствует о том, что к нач. 20 в. в области П. д. был уже накоплен определённый опыт.

В истории становления П. д. условно выделяются следующие этапы. На 1-м этапе (до сер. 19 в.) большинство психиатров считали, что у детей вообще не бывает психич. расстройств, кроме слабоумия. На следующем этапе (сер. 19 в.) наблюдалось постепенное накопление разрозненных данных и указаний на то, что у детей всё же бывают самые различные психич. нарушения, а не только слабоумие. На 3-м этапе (60-70-е гг. 19 в.) становится доказанным, что в дет. возрасте могут иметь место разнообразные расстройства, не относящиеся к состояниям слабоумия.

Следующий этап в развитии П. д. связан с именами англ, учёного Г. Модели, автора кн. "Физиология и патология души" (1867, рус. пер. - 1871), и нем. психиатра Г. Эммингхауза, автора кн. "Психич. расстройства в дет. возрасте" (1887) - первого систематизиров. изложения большинства психич. нарушений у детей. Модели показал, что сам по себе возраст может способствовать нек-рым психич. нарушениям. Напр., в подростковом возрасте встречаются такие психич. расстройства, к-рые ни в каком ином возрасте не бывают и проходят по мере взросления. Работа Эммингхауза послужила началом нового подхода в П. д. - синдромелогич. изучения психич. расстройств.

Гл. особенностью П. д. 1-й трети 20 в. явилось не только то, что психиатры выделили и описали разные симптомы и синдромы психич. заболеваний, встречающиеся у детей и подростков, но и то, что они старались выявить взаимосвязь проявлений психич. патологии у детей и подростков. Таким образом был заложен клинико-психопатологич. подход в П. д.

Однако становление П. д. на протяжении долгого времени осуществлялось гл. обр. в русле лечебной педагогики, основы к-рой были заложены Ж. Ита-ром, И. Г. Песталоцци и Ф. Фребелем. Эти исследователи первыми специально занялись изучением психич. нарушений у детей (в осн. умственной отсталости) и компенсации этих нарушений с помощью пед. приёмов.

Большинство педагогов и врачей нач. 19 в. рассматривали умственную отсталость как следствие недостатка информации, к-рую ребёнок должен получить в первые годы жизни, и стремились восполнить этот дефицит знаний и умений. Активным пропагандистом этой точки зрения выступал Итар, к-рый иллюстрировал её наблюдениями над судьбой некоего Виктора из Авейрона. В раннем детстве тот был покинут родителями, жил в лесу вдали от человеческого общества, утратил соответствующие навыки и когда был пойман, то не говорил, не умел общаться с людьми и т. д. Прожив около 40 лет (из них вторую половину жизни под наблюдением Итара), Виктор так и не смог наверстать упущенное.

Большинство педагогов и врачей, к-рые заложили основы лечебно-пед. направления в П. д., подчёркивали зависимость развития умственных способностей от социальной среды и в общем оптимистически рассматривали возможность ликвидации подобных расстройств. Именно поэтому в кон. 19 в. во Франции, Германии, Швейцарии стали открываться школы по воспитанию детей с недостатками умственного развития.

Лечебно-пед. направление в П. д. разрабатывала М. Монтессори. Ею совм. с итал. дет. психиатром И. Сайте де Сан-ктисом был создан первый в Европе Дом ребёнка для детей с психич. аномалиями.

Родоначальником П. д. в России явился М. И. Мержеевский. На 1-м съезде психиатров (Петербург, 1887) он выступил с программным докладом "О способах и целях воспитания болезненных и отсталых в душевном развитии детей. Средства их обеспечения в будущем". Лечебно-пед. взгляды Мержеевского развил его ученик И. В. Маляревский, организовавший в 1882 "Врачебно-воспи-тат. заведение".

Работы А. Ф. Лазурского, хотя его деятельность носила в большей степени психол. характер и в меньшей степени врачебный, сыграли значит, роль в разработке проблем отклонения характера в дет. возрасте и позволили педагогам более продуктивно подбирать методы лечебно-пед. воздействия на психически больных детей. Позже лечебная педагогика, ранее олицетворявшая собой П. д. и занимавшая в ней наиб, удельный вес, выделилась в самостоят, науч. отрасль.

В нач. 20 в. оформилось разделение психиатрии на большую и малую, коснувшееся и П. д. Это деление сохраняется по сей день. Большая психиатрия изучает такие психич. заболевания, при к-рых нарушается сознание, имеются грубые и выраженные психич. расстройства, напр. бред, галлюцинации и др. К таким заболеваниям относятся шизофрения, эпилепсия, олигофрения и нек-рые другие. К области малой психиатрии относятся более лёгкие, менее выраженные, обратимые психич. нарушения, находящиеся на границе нормы и патологии. Это неврозы, патологич. изменения характера, разл. ситуационно обусловленные личностные реакции и т. п.

Лечение детей, страдающих психич. расстройствами, требует индивидуально подобранных мер, соответствующих характеру и выраженности заболевания; осуществляется в стационаре или амбула-торно. Используются разл. фармацев-тич. препараты, позволяющие смягчить или устранить болезненные симптомы. Значит, роль принадлежит психотерапев-тич. мероприятиям (см. Психотерапия).

Лит.: Сухарева Г. Е., Лекции по психиатрии дет. возраста, т. 1-3, М., 1963-65; Ковалев В. В., Психиатрия дет. возраста, М., 1979; Л и ч к о А. Е., Подростковая психиатрия, Л., 19852; Буянов М. И., Беседы о дет. психиатрии, M., 19922. М. И. Буянов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета