Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Психогенетика

Психогенетика, междисциплинарная область науч знаний, находящаяся на пересечении двух наук - генетики и психологии В англ и амер науч лит-ре для ее обозначения чаще используется термин "генетика поведения" (behavior gene-tics), охватывающий понятие поведения в самом широком значении, включая поведение животных Предмет исследований в II - соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций человека, т с совокупности межиндивидуальной вариативности его психол черт С точки зрения генетики каждый человек уникален, в значит мере индивидуализирована и среда, в к-рой формируется психика каждого человека Поиски именно наследств и средовых детерминант в изменчивости психол черт соответствуют совр представлениям об уникальности, неповторимости, индивидуальности каждого человека

Наиб кол-во работ в II посвящено генотип-средовым соотношениям в изменчивости интеллекта, отд познавательных функций и способностей, дина-мич характеристик психики, в частности относящихся к сфере темперамента, значительно меньше исследованы двигательные особенности человека В 70- 80-х гг формируются новые отрасли II генетич психофизиология и генетика индивидуального развития Первая исследует наследственные и средовые детерминанты гл обр биоэлектрич активности мозга и др физиол особенностей человека Влияние генотипа на психику, поведение может осуществляться только на анатомо-физиол уровне в генах кодируется не конкретное значение психол признака, а нек-рые анато-мич, физиол, биохим особенности, к-рые и создают основу для формирования (во взаимодействии со средой) тех или иных индивидуальных особенностей психики Вторая из упомянутых новых отраслей исследует возрастную динамику генотип-средовых соотношений в изменчивости психич функций, роль наследственности и среды в возрастной преемственности и стабильности, в детерминации индивидуальных траекторий развития Эти исследования дают важные сведения для периодизации развития, т к позволяют выделить этапы онтогенеза с повышенной чувствительностью к средо-вым влияниям и тем самым приблизиться к пониманию и выделению сенситивных периодов развития

Значительные результаты в II получены с помощью метода приемных детей и близнецового метода

Метод приемных детей предполагает сопоставление психол сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями, с первыми ребенок имеет в среднем 50% общих генов, но не имеет общей среды, со вторыми, наоборот, имеет общую среду и никаких общих генов (если усыновители - не родственники ребенка) Большее сходство ребенка с теми или другими родителями позволяет судить о влиянии генетич и средовых факторов на вариативность изучаемого признака

Метод близнецов основан на том, что монозиготные близнецы - единственные люди, имеющие идентичный набор генов, а дизиготные имеют, как все родные братья и сестры (т и сиблинги - дети одних и тех же родителей), в среднем только 50% одинаковых генов Поэтому по тем признакам, вариативность к-рых существенно определяется наследственностью, внутрипарное сходство монозиготных близнецов должно быть больше, чем у дизиготных При этом постулируется примерно одинаковое сходство и различие средовых условий для тех и других Один из вариантов этого метода - изучение разлученных монозиготных близнецов - стал своеобразным "критическим экспериментом" II исследуются индивидуальные особенности людей, генетически одинаковых, но воспитывавшихся в разных средах Используются также популяционный, генеалогический и др методы Наиб разрешающая способность достигается при объединении неск методов

Влияние наследственных факторов констатируется в изменчивости широкого круга психол характеристик Наиболее надежно установлено наличие генетич детерминант в вариативности интеллекта, диагностируемого разл тестами, и т и личностных особенностей (гл обр динамических - активности, эмоциональности, экстраинтро-версии, нейротизма и т д), отклоняющихся вариантов развития, отд форм психопатологии, а также нек-рых когнитивных особенностей (напр, пространственных) Генетич обусловленность интеллекта, способностей и др компонентов индивидуальности проявляется в академич успешности, проф интересах и т. п. Адекватность заключений о наследственной или средовой обусловленности любых индивидуально-психол. особенностей полностью зависит от валидности и надёжности методов пси-хол. диагностики.

Факторы наследственности влияют на формирование межиндивидуальной вариативности и психофизиол. признаков - как тех, к-рые характеризуют состояние покоя, так и ответов мозга на разл. внеш. и внутр. стимулы.

В целом накопленный в П. эмпирия, материал свидетельствует о том, что индивидуальные особенности психики в значит, мере определяются наследственностью, т.е. существует нек-рая первичная, кодированная в генетич. аппарате человеческая индивидуальность. Этот вывод реально означает следующее. Во-первых, все данные П. говорят о причинах различий между людьми, но они не могут быть отнесены к отд. человеку, т.е. не отвечают, напр., на вопрос, почему человек в данное время обладает определённым уровнем развития интеллектуальных способностей. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии генотипа и среды, его наличная оценка может быть результатом преимуществ, влияния любого из этих факторов. Во-вторых, соотношение генетич. и средовых детерминант в вариативности любого психол. признака - не фиксированная величина; оно меняется в зависимости от мн. причин, связанных с возрастными особенностями психики, с типом и структурой выполняемой деятельности, содержанием внеш. стимулов и т. д. В-третьих, когда речь идёт о психол. признаках, "генетически заданное" не означает "неизменное". Даже те признаки, в вариативности к-рых доля генетич. дисперсии высока, могут меняться и меняются как в ходе естественного развития, так и в результате пед. воздействий. Однако чем выше роль наследственности, тем более первично индивидуализирована данная функция. В пед. практике это означает, что только учёт индивидуальных особенностей обеспечивает макс, реализацию генетически заданных возможностей.

Изучение средовой вариативности - один из больших разделов совр. П. Принято выделять общесемейную среду (иногда её обозначают как систематическую межсемейную, разделённую) и индивидуальную (случайную внутрисемей-ную, неразделённую). Общесемейная среда (напр., стиль семейной социализации) различна в разных семьях, но повышает сходство членов одной семьи. Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов одной семьи и потому снижает их сходство. Она делится на систематическую и несистематическую. К си-стематич. индивидуальной среде относится, напр., пол ребёнка, очерёдность рождения, отношения с. др. членами семьи, внесемейные связи и т. д.; к несистематической - болезни, случайные события и т. д. С возрастом соотношение генетических и двух средовых детерминант закономерно изменяется: в детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой примерно в одинаковых долях, но с пубертатного возраста роль общесемейной среды резко снижается, влияния же наследственности и индивидуальной среды растут. Такая дифференциация и статистич. оценка доли средовых дисперсий возможна только в рамках психогене-тич. исследования, в этом состоит его особая ценность.

Начало П. было положено работами Ф. Галетона. Дальнейшая история П. связана с успехами психол. диагностики, вариационной статистики. Совр. психоге-нетич. исследования всё больше опираются на данные молекулярной генетики, психофизиологии, психологии развития.

В СССР П. интенсивно развивалась в 20-30-х гг., однако во 2-й пол. 30-х гг. эти работы были прерваны на неск. десятилетий.

В РФ психогенетич. исследования осуществляются в Психол. ин-те РАО, Ин-те психологии РАН и Ин-те мозга РАН.

Психогенетич. программы реализуются также в США, Австралии, Канаде, Голландии, Италии, Швеции, Финляндии. Существует Междунар. ассоциация генетики поведения и Междунар. об-во близнецовых исследований.

Лит.: Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека, под ред. И. В. Равич-Щербо, М., 1988; Человек в системе наук, под ред. И. Т. Фролова, М., 1989; Егорова М. С., Марютина Т. М., Развитие как предмет психогенетики, ВП, 1992, N° 5-6; Левонтин Р., Человеческая индивидуальность, наследственность и среда, пер. с англ., М., 1993; Григоренко Е. Л., Паулс Д. Л., Генетич. факторы, влияющие на возникновение девиантных форм развития и дет. психич. расстройств, "Дефектология", 1995, J * 3. И. В. Равич-Щербо.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета