Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Педагогическое взаимодействие

Педагогическое взаимодействие, процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе уч -воспитат работы и направленный на развитие личности ребенка Взаимодействие - категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого В пед науке II в выступает и как одно из ключевых понятий и как науч принцип Пед осмысление II в получило в работах В И Загвязин-ского, Л А Левшина, X И Лийметса, H Чакырова (Болгария) и др

П в выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности в познании, игре, труде, общении, его влияние проникает в "ядро" личностных отношений участников, оно пробуждает у воспитанников готовность быть, по словам В А Сухомлинского, "воспи-туемым" II в - сложнейший процесс, состоящий из мн компонентов, самые крупные из к-рых - дидактическое, воспитательное и социально-пед взаимодействия

В II в - в условиях разл видов жизнедеятельности детей на конкретных этапах их возрастного развития - выявляются закономерности воспитат процесса на индивидуальном и др уровнях II в обусловлено и опосредовано уч -воспитат деятельностью, целями обучения и воспитания

В основе II в лежит сотрудничество, к-рое является началом социальной жизни людей Взаимозависимая деятельность людей социальна по своей сути При традиц обществ отношениях взаимодействие, сотрудничество взрослых и детей осуществляется в естеств условиях труда, т с дети участвуют в нем непосредственно В совр обществе отношения воспитателей и воспитанников строятся в значит степени в интеллектуальной сфере и перенапряжены эмоционально Требования взрослых дети воспринимают опосредованно и не всегда как необходимые Поэтому II в нуждается в спец организации

П в играет важнейшую роль в человеческом общении, в т ч в отношениях деловых, партнерских, при соблюдении этикета, в проявлении милосердия и т п

П в может исследоваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-пси-хол (в коллективе) и как интегральный (объединяющий разл воспитат воздействия в конкретном обществе) Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник Для взрослого участие в II в связано с моральными трудностями, т к в отношениях с детьми всегда присутствует соблазн воспользоваться своим возрастным или проф преимуществом и свести общение с ребенком к авторитарному воздействию Профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, т к в ней заложены забота, опека, наставничество, стремление передать свой опыт, в ней очень нечетка грань, за к-рой начинается морализаторство, менторство, насилие над личностью У детей наступает ответная реакция - ребенок пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерное Опытные, талантливые педагоги обладают особым пед чутьем и тактом и предвидят возможные осложнения в II в Технол приемам II в следует учиться II в совершенствуется и развивается по мере усложнения духовного общения и возвышения социальных и интеллектуальных потребностей его участников Результат II в соответствует цели воспитания - развитию личности

Лит Жбанкова И И, Проблема взаимодействия, Мн, 1971, СеменовВ Д, Взаимодействие школы и социальной среды, M, 1986, его же, О педагогическом взаимо действии, "Магистр" 1992, ноябрь, Ч а к -ров H, Педагогическото взаимодействие, София 1980 В Д Семенов

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета