ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ПовторениеПовторение, возвращение к ранее пройденному уч. материалу; необходимое условие прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения. В пед. лит-ре термин "П." имеет 2 значения: деятельность воспроизведения (в этом значении употребляется и в психологии); этап процесса обучения. Значение П. было показано ещё К. Д. Ушин-ским, к-рый отмечал, что учитель должен прибегать к П. не для того, "чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нём новый этаж" (Избр. пед. соч., под ред. А. И. Писку нова, Г. С. Костюка и др., т. 1, с. 324). Он же сформулировал ряд требований к П., основанных на анализе природы памяти, таких, как активность учащихся; П. как предупреждение поверхностности усвоения; П. в новых комбинациях, систематизация материала. Требуя, чтобы изучаемое в мл. классах служило фундаментом для последующего обучения и чтобы не изучалось то, чему не будет продолжения и развития в дальнейшем, Ушинский связывал проблему П. не только с приёмами обучения, но и с отбором и распределением содержания. Дидактич. требования к П. опираются на закономерности процесса обучения и данные пед. психологии. П. эффективно только в том случае, когда в содержание обучения заложено развитие идей, понятий, умений, если в его построении соблюдается преемственность и системность. Главное в П. - включение элементов новизны как в содержание, так и в методы обучения, чтобы П. не было механич. воспроизведением ранее пройденных правил, определений и пр Иначе оно не эффективно и ведет к потере интереса к учению Новизна при II достигается путем показа знакомых объектов в новых аспектах, привлечения внутрипредметных и межпредметных связей, сведений, получаемых самими учащимися в практич деятельности, работе с разл средствами массовой информации Возвращение к пройденному должно сочетаться с углублением и совершенствованием знаний, умений, убеждений, вести к их систематизации и обобщению Приводя в конечном итоге к перестройке знаний, II не только способствует прочному усвоению, но и создает основы мировоззрения учащихся П должно быть активным и сознательным учащиеся должны понимать цель и методы своей работы, правила, лежащие в основе действий, использовать адекватные выполняемой деятельности приемы самоконтроля, замечать недостатки своей работы, исправлять ошибки При II используются те же приемы и методы, к-рые характерны для обучения в целом Лекция, беседа, экскурсия, решение задач служат преим для II в процессе сообщения нового, упражнения и опрос связаны гл обр с закреплением и контролем Для II с элементами систематизации применяются обзорная лекция, кинофильмы, обобщающая беседа, составление учащимися схем, таблиц Различают текущее и итоговое II Текущее осуществляется параллельно с изучением нового, служит опорой при его введении, сочетается с закреплением знаний и умений Итоговое II проводится при завершении работы над более или менее законченным фрагментом содержания - темой, разделом Итоговым является и II перед экзаменом Это II проводится по крупным блокам, с выделением главного, с учетом системы повторяемого II по билетам противоречит пед требованиям, ведет к формализму Лит Данилов M A, Есипов Б П, Дидактика, M, 1957, с 339-52, Б о гоявленский Д Н, Менчин с к а я H А, Психология усвоения знаний в школе, M, 1959, Данилов M А, Про цесс обучения в сов школе, M, 1960, Ильиных Ю С, Очерки по истории развития теории повторения уч материала, "УЗ Шадрин ского пед ин та" 1961, в 5, Яковец 3 С, Обобщающее повторение как средство формирования мировоззрения учащихся, "УЗ Свердловского пед ин-та", 1971, сб 159, в 12 В С Цетлин
|