ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ПодражаниеПодражание, следование к.-л. примеру, образцу; воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. субъекта. В развитии ребёнка П. - один из путей усвоения обществ, опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. Ребёнок раннего и дошк. возраста усваивает по П. предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью. Усвоение по П. предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае П. превращается во внешнее, "тупиковое" повторение движений. Такой характер П. встречается у детей с отклонениями в психич. развитии. Нарушения в развитии П. ведут к возникновению трудностей в усвоении обществ, опыта, к нарушениям психич. развития в целом. П. может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное П. используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего и дошк. возраста. Оно совершенствуется с возрастом, в процессе обучения детей. П. обладает двумя определяющими свойствами. Во-первых, при П. копируется поведение модели. Во-вторых, П. должно быть избирательным, т.е. реакция, называемая подражательной, возникает после определённого поведения модели, а не при множестве других разл. условий. Напр., если ребёнок улыбается, когда слышит голос отца, то его улыбка в ответ на улыбку отца не избирательна. И хотя ряд психологов утверждает, что младенцы 1-го мес жизни могут подражать мимике взрослых, напр. вслед за взрослым открывать рот, остаётся спорным, можно ли отнести эти реакции к избирательному П. Если показать язык двухмесячному младенцу, он тоже в ответ высунет язык, и это будет походить на П, но если поднести ко рту карандаш, ребенок тоже высунет язык К 7-8 мес младенцы уже способны к избирательному П, к-рое с возрастом ребенка ста новится все более частым и сложным Годовалый ребенок может подражать вновь увиденному и услышанному жестам, звукам, разл формам поведения В начале 2-го года жизни наблюдается, хотя и сравнительно редко, П, к-рое проявляется не сразу вслед за определенными действиями взрослого Вероятность того, что ребенок станет подражать тому или иному действию, зависит от характера самого действия В эксперименте детям демонстрировали разл виды действий моторные - напр. взрослый передвигал кубик вдоль стола, социальные - взрослый устанавливал перед лицом малыша экран и дважды из-за него выглядывал, координиров последовательные действия С наиб готовностью дети подражали моторным действиям, реже - действиям социальным Дети младше полутора лет редко подражали координиров последовательным действиям, однако число подражаний такого рода увеличивалось между полутора и двумя годами Помимо живых людей, дети наблюдают, напр. модели телевизионные До 2 лет они подражают им гораздо реже, чем живым объектам, но к 3 годам они уже способны моделировать поведение и тех и других одинаково часто Наблюдения показывают, что маленькие дети подражают самым разным формам поведения и что телевиз информацию они усваивают с раннего возраста Способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка, т к II - это эффективный способ усвоения нового Специалисты в области дет психологии полагают, что II связано с созреванием и является неотъемлемой способностью человеческих существ II включает в себя множество компонентов и выполняет разл функции в зависимости от возраста ребенка В первые 2 года жизни II отчасти зависит от степени уверенности малыша в своей способности выполнить увиденное Наблюдения показали, что дети более склонны подражать тем формам поведения, к-рыми они еще только овладевают, чем действиям, к-рыми уже полностью овладели или к-рые им еще не под силу Мать, разговаривающая по телефону, будет привлекательной моделью для малыша 15 мес, но не для шестимесячного и не для трехлетнего ребенка, хотя оба они обладают необходимыми для этого моторными навыками Также и двухлетние дети на ранних стадиях овладения речью более склонны повторять название неизвестного предмета, чем называть знакомым словом знакомый предмет Когда ребенок подражает кому-либо из близких, взрослый обычно улыбается, начинает хвалить малыша и даже повторяет свои действия Такая реакция близкого человека, как правило, подкрепляет подражательное поведение ребенка, развивает склонность к усвоению нового, влияет на выбор ребенком форм поведения На 3-м году жизни ребенок начинает подражать уже не столько определенным действиям, сколько определенным людям К 2 годам большинство детей уже способны отождествлять себя с др людьми по половому признаку Напр, мальчики, замечая свое сходство с отцом и др мужчинами, начинают относить себя к той же категории Осознание того, что он принадлежит к определенной категории, приводит ребенка к стремлению утвердиться в своей принадлежности к тому или иному полу Добиваются этого дети путем II окружающим Своим родителям дети подражают чаще, чем др взрослым, потому что родители являются для них постоянным источником эмоций - как положительных, так и отрицательных Те, кто вызывает у ребенка эмоциональное возбуждение, привлекают его внимание, и в результате ребенок лучше усваивает формы поведения именно этих людей Сходная ситуация наблюдается и у играющих вместе детей Когда незнакомые между собой двухлетние дети играют парами, как правило, тихий ребенок подражает более уверенному в себе разговорчивому ребенку Т о, II вызвано стремлением к социальному одобрению, желанием походить на др человека или достичь определенной цели II ребенка в первые 3 года жизни зависит от уровня его познават развития, определяющего, какие формы поведения ребенок сочтет привлекательными и при этом выполнимыми Степень желания походить на другого и уровень эмоционального возбуждения, вызванного др человеком, определяют то, кому ребенок будет подражать, а стремление к тем или иным целям определит то, чему он будет подражать Несмотря на внеш сходство, за явлениями II на разных возрастных этапах скрыты разл психол механизмы В мла-денч возрасте II движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый "содержательный" контакт II в дошк возрасте - путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста - сюжетно-ролевой игры первоначально ребенок подражает наиб открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, к-рые действительно отражают смысл ситуации II в подростковом возрасте направлено на идентификацию подростком себя с нек-рой конкретной значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик II у взрослых выступает элементом научения в нек-рых видах проф деятельности (спорт, иск-во и др) ПС Арискин
|