Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Рассел

Рассел (Russell) Бертран (18.5.1879, Треллек, Уэльс, - 2.2.1970, Пенриндай-драйт, там же), англ, философ, логик, математик, обществ, деятель. Окончил Тринити-колледж в Кембриджском ун-те (1894), впоследствии проф. там же; преподавал также во мн. ун-тах Великобритании и США. Чл. Лондонского королевского об-ва (с 1908). Лауреат Нобелевской пр. по лит-ре (1950). Один из инициаторов Пагуошского движения учёных.

Основоположник филос. логич. анализа, разрабатывал филос. вопросы математики. Как философ эволюционировал, по его собств. словам, от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. Значит, часть филос. трудов создана в русле неопозитивизма. Осуществил широкую, намеченную им самим программу приложений средств матем. логики к теоретико-познават. исследованиям. В этич. и полит, воззрениях был сторонником либерализма, выступал против разл. форм поглощения личности обществом и гос-вом. По социологич. взглядам был близок к психологизму; по Р., в основе ист. процесса и поведения людей лежат их инстинкты и страсти; из совокупности факторов, определяющих ист изменения, невозможно выявить главные и закономерные Однако в образовании он видел средство, способствующее обществ прогрессу

Взгляды на воспитание и конкретные задачи педагогики изложены P в кн "О воспитании, особенно в раннем возрасте" ("Education, especially in early chüdhood", 1926), "Воспитание и общественный строй" ("Education and the social order", 1932) Пед идеи нашли отражение также в ряде филос и социологии работ P

Стремясь к реализации своих воспитат идей на практике, P совм с женой основал в 1927 школу в Бикон-Хилле, к-рой руководил до 1932

В основе пед взглядов P лежит неприятие им авторитарной системы воспитания с ее принуждающим воздействием на личность Правила поведения должны либо вырабатываться самими детьми, либо сознательно разделяться ими как разумные и полезные Солидаризируясь с концепциями M Монтессори и др представителей "нового воспитания", P стремился создать в Бикон-Хилле такой тип школы, основой к-рой было бы уважит отношение к дет личности, ее мотивам и интересам Отдавая дань педоцентризму, P в то же время признавал необходи мость целенаправленного руководства ребенком со стороны родителей и шк педагогов, эффективного развития его познават интересов Отрицат последствие авторитарных методов воспитания P видел в том, что при этом "разрушается" оригинальность мышления, притупляется интеллект В такой пед атмосфере в особенности страдают творчески одаренные натуры В то же время P считал неприемлемым превращение обучения и воспитания в неуправляемый процесс P отмечал "важность размеренной монотонности" для правильного дет развития, т к "ребенок обретает чувство надежности, когда знает, что должно происходить день за днем Он испытывает желание жить в стабильном, упорядоченном мире"

Тонкое понимание психологии ребенка привело P к решительному утверждению роли учителя он призван активно развивать любознательность ученика, будить его мысль, сообщать нужную уч информацию и давать конструктивные советы В то же время подлинный наставник, по P, не сковывает учение, а максимально поощряет его, культивируя в уч заведении, будь то школа или ун-т, "дух науки" Собств пед опыт позволил P утверждать, что систематич образование можно успешно давать, не обязывая детей постоянно посещать занятия Видя, что подобная практика не пригодна для массовой школы, P признавал, что обязат посещение остается необходимым

Гл целью воспитания P считал формирование ряда личностных качеств, образующих "основу идеального характера" Это прежде всего жизнелюбие, противопоставляемое апатии и меланхолии Оно способствует развитию интереса к окружающему миру, помогает в трудных ситуациях, значительно укрепляет нравств здоровье личности Не менее важным P считал мужество, понимаемое как отсутствие иррационального страха, неприятие униженности, лицемерия, подобострастия, умение поступать согласно своим внутр убеждениям "Гармоническому характеру" должна быть присуща и душевная чуткость, т с человечность и способность к сопереживанию Эти качества личности дополняются и усиливаются интеллектом Потребность в его развитии, любознательность суть необходимые условия нравств совершенствования

P уделял значит внимание общему характеру и содержанию шк образования Нач школу рассматривал как учреждение, призванное расширять умственный горизонт учащихся, приобщать их к основам гуманитарных и естеств -науч знаний Исключал раннюю специализацию и узкий утилитаризм преподавания из числа уч задач школы С выявлением (в возрасте 12-14 лет) интеллектуальных склонностей учащихся считал возможным получение ср образования в условиях дифференциров обучения Вместе с тем отд предметы, имеющие прак-тич значение (к их числу P относил, в частности, анатомию и физиологию человека), должны преподаваться на всех отделениях ср школы Педагог ср школы может добиться, чтобы учение оказалось одновременно интересным и трудным

Противник шовинизма, вооруженных конфликтов между народами, P видел источник межнац вражды в "доктринерском" гражд воспитании P отождествлял его с патриотизмом, призывая к абс полит -идеологич нейтралитету школы и к отказу от полит социализации учащихся Школьники должны знать, чем живет совр мир, но педагогу надлежит оставаться беспристрастным в обществ -полит вопросах

Отвергая "рабскую скованность свободного разума" религ верованиями, P был противником религ воспитания в школе P критиковал концепции социал-дарвинистов, расистов, так или иначе провозглашающих интеллектуальное превосходство белых над цветными народами Он также резко возражал против стремления мн педагогов видеть "более ценный человеческий материал" в тех учащихся, чьи родители пользуются сравнительно высоким социально-экон статусом В этой связи P подвергал резкой критике систему воспитания в "паб-лик скулз", в т ч за сохранение наследств социальных привилегий Не разделяя идей марксизма, P вместе с тем способствовал в 30-х гг неадекватному восприятию мн представителями зап общественности сталинской модели социализма

С о ч The conquest of happmess, L, 1930, The scientific outlook, L, 1931, Let the people thmk, L, [1941], в рус пер Проблемы филосо фии, П, 1915, Воздействие науки на общество, M, 1952, Человеческое познание Его сфера и границы, M, 1957, История зап философии, M, 1959, Почему я не христианин, M, 1987

Лит Пилиповский В Я Пед идеи Бертрана Рассела (К 100-летию со дня рождения), СП, 1972, J * 5, Park J, B Rus seil on education, Columbus (Ohio), 1963, W o o d A, B Russell The passionate sceptic, L, 1963 В Я Пилиповский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета