Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Реактология

Реактология, психол. концепция, трактовавшая психологию как "науку о поведении" живых существ. Выдвинута в 1921 К. Н. Корниловым в его работе "Учение о реакциях с психол. точки зрения (Реактология)"; разрабатывалась также его последователями на протяжении 20-х гг. Центр, понятие Р. - реакция, к-рую Корнилов определял предельно широко - как осн. форму всякого жизненного проявления, поведения организма в ходе взаимодействия с окружающей средой. Реакция человека исходно включает в себя как субъективную (интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы), так и объективную (рефлексы, физиол. изменения в организме и т. д.) сторону.

В экспериментально-метод. плане Р. находилась целиком в русле традиц. исследований реакций (В. Вундт, Э. Тит-ченер, Г. И. Челпанов и др.). В трактовке психики Корнилов отстаивал гипотезу, согласно к-рой психич. явления - это процессы чисто энергетического порядка; то, что субъективно воспринимается как психич. процессы, объективно является особым проявлением физич. энергии. Корниловым был сформулирован принцип однополюсной траты энергии, в соответствии с к-рым мыслительная деятельность и внеш. проявление движений находятся в обратном отношении друг к другу: чем более усложняется и становится напряжённым мыслительный процесс, тем менее интенсивным становится внеш. выявление движения. Энергетические взгляды Корнилова на психику во многом совпадали со взглядами В. М. Бехтерева.

До 1923 Корнилов заявлял "о полном и решительном отделении психологии от философии", о понимании психологии как естественно-науч. дисциплины. После 1923 Корнилов стал определять Р. как марксистскую психологию, как диа-лектич. синтез субъективной и объективной психологии. Энергетизм в понимании психики был заменён её трактовкой как материального явления.

Р. определяла программу работы Психол. ин-та в годы, когда Корнилов был его директором (1923-30). В 1931 Р. прекратила своё существование после уничтожающей критики в ходе т. н. реакто-логич. дискуссии, организованной в Психол. ин-те группой сотрудников-коммунистов в контексте борьбы на "идеологическом фронте" с механицизмом и "мень-шевиствующим идеализмом".

Р. явилась типичной для своего времени попыткой преодолеть методологич. кризис в мировой психологии с помощью синтеза разл. науч. школ и направлений. Однако узкая эмпирич. база, декларативный характер теоретич. обобщений, а также резко усилившийся в СССР в кон. 20-х гг. процесс идеологизации науки не позволили Корнилову последовательно сформулировать и до конца развить реак-тологич. идеи, тем более - доказать обоснованность и оригинальность большинства из них.

Лит. см. при ст. Корнилов К. Н.

С. А. Богданчиков

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета