Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Резенер

Резенер Фёдор Фёдорович (1825, Петербург, - 25.8(6.9).1881, там же), педагог. Воспитывался в Гатчинском сиротском ин-те. По окончании юрид. ф-та Петерб. ун-та (1849) служил в военном ведомстве, в 1858 подал в отставку и посвятил себя пед. профессии.

В 1860-66 руководил Василеостров-ским бесплатным уч-щем для бедных детей в Петербурге, к-рое было открыто группой студенческой молодёжи. С приходом Р. пед. поиски учителей были поставлены на науч. основу, приобрели целенаправленный характер. Большую роль в жизни уч-ща стали играть еженедельные совещания педагогов, на к-рых они подводили итоги работы, обменивались опытом. Р. приобщил учителей к изучению истории педагогики и опыта др. школ, знакомил с идеями Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф. Дистервега, новейшими достижениями европ. педагогики. В числе преподавателей уч-ща были известные впоследствии деятели образования - А. Я. Герд, Л. Н. Модза-левский, В. П. и А. Н. Острогорские, А. Н. Страннолюбский и др., отмечавшие существенную роль в их проф. становлении Р. и Василеостровского уч-ща, ставшего своеобразным пед. уч. заведением.

В основу работы Василеостровского уч-ща были положены принципы гумани-стич. педагогики: внимание к личности ребёнка, создание условий для её свободного развития, макс, удовлетворения дет. потребностей, склонностей и интересов. С целью разностороннего развития детей в уч. план были включены рисование, муз. занятия, физич. упражнения и игры, ручной труд. Устраивались познавательные прогулки на природе, посещение фабрик и ремесл. мастерских. Творческий элемент присутствовал и в уч. занятиях: наблюдение и опыты по естествознанию, самостоят, составление и разбор арифметич. задач, записывание образных и метких выражений из прочитанного и услышанного, пословиц и поговорок.

Р. и др. учителями созданы уч. книги, руководства, пед. труды, в т. ч. кн. для чтения "Что окружает нас" (18762), "Буквы-картинки" (1879), "Букварь" (1876, в соавт. с Е. С. Волковым), "Руководство к обучению грамоте по звуковому способу" (1869), "Книжка для чтения при обучении грамоте" (1870).

Свои пед. идеи и опыт Р. активно пропагандировал в журн. "Детское чтение", "Женское образование", "Народное образование" и особенно в журн. "Учитель", где он сотрудничал в течение всего времени существования издания. В. П.

Острогорский был убеждён, что произв. Р. "останутся в ряду лучших страниц рус. пед. лит-ры". Р. был членом Пед. собраний, положивших начало деятельности Пед. об-ва (осн. в 1869), входил в К-т грамотности при Вольном экон. об-ве.

Р. явился одним из первых теоретиков и популяризаторов идей свободного воспитания, пытался дать этой системе науч. обоснование, опираясь на филос. и психол. данные, в т. ч. рассматривал значение привычки в воспитании, приёмы развития памяти и внимания. Позже эти вопросы получили основат. освещение в трудах К. Д. Ушинского.

В 1869 Об-вом для устройства в России земледельч. колоний и ремесл. приютов для малолетних преступников командирован за границу для ознакомления с опытом создания подобных учреждений. Подробный отчёт о работе европ. исправительных заведений был напечатан Р. в журн. "Вестник Европы" (1870).

В 1871-73 директор ремесл. приюта, деятельность Р. в к-ром, по свидетельству В. П. Острогорского, "доходила до самоотвержения": он жил неразлучно со своими воспитанниками, был для них одновременно учителем, воспитателем, товарищем в труде, играх и прогулках, на свои средства покупал детям книги, лакомства, игрушки.

Оставив работу в приюте из-за отсутствия офиц. поддержки его системы воспитания, занимался лит. трудом. Незадолго до смерти был приглашён преподавать педагогику в Тверской жен. учительской семинарии П. П. Максимовича. Соч.: Явления шк жизни (серия статей), "Учитель", 1866, № 7, 9-14.

Лит.: Острогорский В. П., Ф. Ф. Резенер. [Некролог], "Вестник Европы", 1881, №11; Сорокин В. М., Воспоминания старого студента (1858-1862), "Рус. старина", 1888, № 12; Канаев А. Н., Очерк жизни В С. Шпака, СПБ, 1891; Ермолини. К., Очерк жизни А. Я. Герда, СПБ, 1889; Б у и а -ков Н. Ф., Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной, СПБ, 1909; Острогорский В. П., Из истории моего учительства, СПБ, 19142; Михайлова М. В, Рус. педагог-гуманист Ф. Ф. Резенер, "Свободное воспитание - Влади", "Пед. альманах", в. 4, М., 1993.

М. В. Михайлова

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета