ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
РейнРейн (Rein) Вильгельм (10.8.1847, Эйзе-нах, - 19.2.1929, Йена), нем. педагог. Изучал теологию в ун-тах Германии, курс педагогики прошёл под руководством К. Ф. Стоя в Йене и Т. Циллера в Лейпциге. С 1871 преподавал в пед. семинариях; в 1885 стал преемником Стоя на кафедре педагогики Йенского ун-та, к-рая в период деятельности Р. (до 1923) превратилась в один из центров пед. исследований в Германии: при кафедре была организована эксперим. школа, в к-рой с пед. практикой Р. могли знакомиться многочисленные экскурсанты и стажёры из др. стран. Р. стремился согласовать идеи И. Ф. Гербарта с новыми направлениями в педагогике. Подробно разработав в этой связи идеи ступеней обучения, Р. предложил (вместо 4 гербартовских) систему из 5 ступеней: "подготовка", "изложение", "понимание", "обобщение", "применение". Идеи развивающего обучения Р. стремился применять таким образом, чтобы учащиеся побуждались к выяснению внутренних связей между явлениями и фактами и самостоят, выводам. По принципам Гербарта разработал целостную методику уч. процесса в нар. школе Германии в кон. 19 в. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. совм. с преподавателями учительской семинарии в Эйзенахе создал серию из 8 пособий, в к-рых проанализированы практич. вопросы обучения по всему курсу 8-летней нар. школы, включая поурочные разработки. Эта серия получила широкую известность и была переведена на ряд иностранных языков. Р. пропагандировал идею единой школы. По Р., общей для всех детей должна быть только нач. ступень - нар. школа; после неё дети из семей с низкими доходами должны поступать преим. в нач. проф. школы, дети из ср. слоев - в реальные школы, а затем в ср. спец. уч. заведения; дети состоятельных родителей - в гимназии и оттуда в высш. уч. заведения. Этапом воспитания и обучения рассматривалась и обязательная для юношей служба в армии. Многолетняя преподавательская деятельность Р. содействовала подготовке значит, числа учителей нар. школ и их метод, обеспечению. Автор курса педагогики в 3 тт. Под ред. Р. издан (с 1895) "Энциклопедический справочник по педагогике" в 10 тт. (Enzyklopedisches Handbuch der Pedagogik, 1903-11), одно из наиболее известных отраслевых справочных пособий для учителей и исследователей. Соч.: Theorie und Praxis des Volksschulunterrichts nach Herbartischen Grundsetzen 1. Schuljahr, Lpz., 19088; 2. Schuljahr, Lpz., 18873; 3. Schuljahr, Lpz., 190l4; 4-8. Schuljahr, Lpz., 1892-19103 (совм. с A. Pickel, E. Scheller); Pedagogik in systematischen Darstellung, Bd l-2, Langensalza, 1902-06; Die deutsche nationale Einheitsschule, Osterwieck, 19193. Лит.: Saupe E., Deutsche Pedagogen der Neuzeit, Osterwieck am Harz, 19298. А. И. Пискунов.
|