ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
РефлексологияРефлексология, направление в рус психологии нач 20 в Создателем и признанным лидером ее был В М Бехтерев ("Основы рефлексологии", 1920) Становление рефлексологич учения происходило под влиянием идей И М Сеченова о рефлекторной природе психики, а также развития физиологии P отразила эволюцию воззрений Бехтерева от попыток найти способы точного, строго науч исследования психики к отказу от изучения ее как, якобы, неподдающейся объективному рассмотрению, и замене психики как предмета психологии ее внеш проявлениями Такое изменение было своеобразной реакцией на господствовавшие в мировой психол науке кон 19 - нач 20 вв интроспекционистские взгляды на природу психического и способы ее изучения Бехтерев был одним из наиб последовательных их критиков Стремясь преодолеть дуализм в соотношении психич и физиол явлений с позиций последоват материалистич монизма, он пришел к выводу о существовании единого нервно-психич процесса Соответственно осн единицей анализа нервно-психич деятельности становился рефлекс, определяемый как "жизненный атом", элементарный акт поведения, универсальный динамич механизм, лежащий в основе всех реакций человека Деятельность человека, сколько бы сложной она ни была, для Бехтерева выступала совокупностью рефлексов, различающихся по сложности, характеру, особенностям организации Исходя из этого, задачи P он видел в изучении актов поведения личности (т с всех ее рефлексов) в их опосредованное(tm) внеш раздражителями и внутр нервно-психич процессами в организме Психология как наука заменялась P Расчистив путь для развития объективного подхода к изучению психич явлений, Б в то же время не сумел противопоставить интроспекцио-нистским идеям новый взгляд на природу психики Отказавшись от субъективного ее понимания, он одновременно отказался от изучения психики и сознания вообще и обратился к исследованию поведения P задумывалась и создавалась как комплексное учение, включающее в себя систему дисциплин (генетич P, коллективная P, индивидуальная P и т д), связанное с естествознанием и обществоведением Комплексная стратегия исследования поведения отразилась в структуре созданных Бехтеревым науч учреждений - Психоневрологич ин-та, Ин-та мозга и психич деятельности P оказала существенное воздействие на смежные с ней области знания, в т ч педагогику и пед психологию Центром генетич P был первый в России Педологич ин-т (осн Бехтеревым в 1922), ставящий задачу всестороннего систематич изучения ребенка как регистрации всех его рефлексов В ин-те был собран разнообразный материал об особенностях психич развития ребенка, разработаны методы его объективного изучения В рамках коллективной Р. впервые в отеч науке исследованы предпосылки и условия возникновения социальных общно-стей, особенности и закономерности группового взаимодействия, влияния группы на индивида Как науч направление P прекратила свое существование в нач 30-х гг В ходе развернувшейся после смерти Бехтерева рефлексологич дискуссии критич оценке была подвергнута механистич трактовка психики и заложены основы ее интерпретации с позиций диалектич материализма В А Кольцова
|