ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
РольРоль, устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определённой функции личности в социальных отношениях. Человек как обществ, существо вступает с др. людьми в разнообразные отношения (межличностные, полит., экон., профессиональные и др.), выступая, т. о., носителем разл. Р. Сочетание последних и составляет специфику его личности. Понятие "Р." ввёл в социальные науки амер. психолог Д. Мид, разработавший социально-психол. концепцию, в к-рой личность рассматривалась как динамичное сочетание Р. Этот подход лёг в основу интеракционизма. В рамках ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости рассматриваются как освоение определённых Р. Выполнение человеком нек-рой Р. определяется как объективными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека, в частности мерой освоения им определённых знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной Р. Так, в Р. родителя человек стремится воплотить черты, связанные в обществ, сознании с требованиями к семейному воспитанию, а также проявляет индивидуальные особенности своего темперамента, характера, ценностных установок и т. д. Освоение Р. родителя происходит постепенно, начиная с первых лет жизни ребёнка. В детстве также происходит освоение межличностных Р., характеризующих положение человека в системе общения с др. людьми. Исполнение человеком разл. Р. может потребовать активизации разных, часто несовместимых черт поведения. В таких случаях наблюдается утрата внутр. гармонии, чреватая невротич. срывами. Устранить подобное противоречие пси-хол. методами затруднительно, т. к. для этого требуется изменение всей структуры ролевых отношений личности. Ролевой подход к становлению и функционированию личности выявляет мн. характерные черты социального взаимодействия людей, однако не исчерпывает всего многообразия и сложности социальных и психич. процессов.
|