ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
РадиовещаниеРадиовещание. Понятие Р. означает систему распространения социально-культурной информации в звуковой форме с помощью электромагнитного излучения; электронное средство массовой коммуникации. Техн. основа Р. - радиосвязь (передача и приём радиоволн). В отеч. истории Р. принято считать, что идея радиосвязи впервые реализована А. С. Поповым, продемонстрировавшим своё изобретение 7 мая 1895 в С. Петербурге (эта дата отмечается в Рос. Федерации как День радио). В заруб, источниках автором этой идеи называется итал. инженер и предприниматель Г. Маркони, получивший в 1897 патент на изобретение радиоприёмника (Нобелевская пр., 1909), фактически тождественного устройству Попова. С 1910 предпринимались многочисленные попытки организации радиотрансляции. С 1920 началось регулярное Р. в США, с 1922 - в Европе (Великобритания, Франция и др.), с 1923 - в Австралии, с 1924 - в Африке (Юж.-Африканский Союз, ныне ЮАР), с 1925 - в Азии (Япония). В России с 1921 в Москве и др. городах через громкоговорящие радиотелефонные установки передавались сообщения Рос. телеграфного агентства (РОСТА). С 12 окт. 1924 ежедневные радиопередачи вела Сокольнич. станция им. Попова в Москве. К нач. 30-х гг. Р. существовало уже более чем в 70 странах, общее кол-во радиоприёмников в мире превышало 30 млн. Развитие организац.-техн. стороны Р. осуществлялось в неск. направлениях. Первое - создание радиосетей. Были основаны крупные радиовещат. корпорации и компании: амер. Ар-Си-Эй (RCA- Radio Corporation of America), Эн-Би-Си (№BC - National Broadcasting Company) и Си-Би-Эс (CBS - Columbia Broadcasting System), брит. Би-Би-Си (ВВС - British Broadcasting Corporation), япон. Эн-Эйч-Кей (№HK - Nipon Hoso Kyokai) и др. Др. направление - рост числа радиовещат. станций и расширение частотного спектра вещания (волны средние, длинные и короткие). Вещание в коротковолновом диапазоне в СССР и в США началось в 1929 и имело полит, значение, т. к. позволяло организовывать пропагандистское вещание на др. страны (в отеч. лит-ре получило назв. "иновеща-ние"). В 20-х гг. сформировались 2 подхода к финансированию Р. Первый (гл. обр. в США и Канаде) основан на продаже эфирного времени к.-л. орг-циям или частным лицам для размещения рекламы (население не платит за информацию); второй (в европ. странах и СССР) - на финансировании из нац., региональных или муниципальных источников, что позволяло пр-вам контролировать распространение информации. Применялись и смешанные модели финансирования, а также привлечение средств обществ, орг-ций (напр., религиозных). Коммерч. форма способствовала появлению уже в 20-е гг. радиожанров развле-кат. характера: сериалов, получивших позднее назв. "мыльные оперы", викторин, конкурсов, астрологич. прогнозов, муз. и др. программ, сопровождавшихся рекламными объявлениями. С кон. 20-х гг. в Р. стали активно применяться звукозапись и новая техника, существенно изменившие структуру радиоэфира. К сер. 30-х гг. значит, доля эфирного времени (в СССР до 20%) занималась звукозаписью, что привело к увеличению муз. вещания. Др. важным направлением Р. было формирование оперативного информац. вещания. В СССР получило развитие "проводное вещание", при к-ром радиоприём осуществлялся на спец. станции, после чего принятый сигнал усиливался и пересылался "радиоточкам". Такой способ позволил, с одной стороны, эффективно использовать имеющиеся сети для передачи информации, а с другой - осуществлять жёсткий контроль за ней. В 30-х гг. возникло религиозное Р., прежде всего христианское (в 1931 осн. радиостанция "Радио Ватикана"). В 1938 в США произошло событие, связанное с массовой паникой во время трансляции радиоспектакля "Война миров" по Г. Дж. Уэллсу, т. к. слушатели приняли худож. вымысел за действительность. Это явление потребовало науч. осмысления социально-психол. возможностей радио. В 1946 по инициативе СССР осн. Меж-дунар. орг-ция радиовещания и телевидения - ОИРТ (OIRT - Organisation Internationale de Radiodiffusion et Television), объединявшая 22 страны-члена из Европы (штаб-квартира в Брюсселе, затем в Праге); в 1950 - Европ. союз радиовещания (EBU - European Broad-casting Union; адм. центр в Женеве). В 40-х гг. в Р. активно внедрялась магнитофонная запись, позволившая вводить раз л. звуковые эффекты и развивать специфич. "язык радио". В 40-х - нач. 50-х гг. Р. доминировало среди др. средств массовой коммуникадии. Однако развитие телевидения внесло существенные изменения в систему Р. В большей степени конкуренцию с телевидением испытали коммерч. радиостанции, т. к. спонсоры стали финансировать телестанции. Одним из ген. направлений развития Р. являлась адресная дифференциация - формирование программ с учетом интересов разл. социальных групп. Возникли специализиров. радиостанции (муз., информац., для нац. меньшинств и т. п.). Другая важная тенденция - жанровая переориентация. На телевидение перешли наиб, популярные жанры, прежде всего сериалы и конкурсы. На радио стали развиваться муз. формы с участием "диск-жокея" в качестве ведущего информац. передачи, к-рые выдерживали конкуренцию с телевизионными благодаря более простой технологии их подготовки. С кон. 40-х гг. появились передачи с активным использованием мгновенной обратной связи с аудиторией (с помощью звонков на студию по контактным телефонам). Во 2-й пол. 50-х гг. популярность Р. возросла с распространением малогабаритных транзисторных радиоприёмников, ориентируемых на индивидуальный стиль слушания. В 60-х гг сложились осн. "форматы" ("формулы", "типы") радиоканалов с учетом видовых, жанровых, адресных и композиционных характеристик, что прежде всего проявилось в коммерч. Р. Наиб, распространены передачи: музыкальные - "топ-40" (40 самых популярных грамзаписей по еженед. рейтингам с комментариями "диск-жокея" и рекламой); ориентированные на разл. вкусы (классика, рок-музыка, "кантри" и др.); информационные - "непрерывные новости", чередующиеся с передачами аналитич., публицистич. характера, в к-рых музыка выполняет роль фона и заставок (напр., отеч. радиостанция "Маяк", 1964); адресованные определённым социальным группам (напр., детям, молодёжи и т. д.; "дорожный" - для автомобилистов и др.). В эти годы сформировалась гибкая политика Р., сочетающая уровни нац. и локального, местного Р. Вводились техн. усовершенствования: стереофонич. радио, радиоприёмники, основанные на принципе частотной модуляции и менее подверженные влиянию помех и др. Увеличилось число радиостанций в развивающихся странах, для к-рых Р. являлось самым доступным средством массовой коммуникации. Начался процесс демонополизации и децентрализации в промышленно развитых странах. Гос. вещание, в т. ч. и отечественное, как правило, было представлено небольшим числом специализиров. каналов - "общим" (основным, центральным), информац., муз., культурно-просветительским и др. С др. стороны, развивалось альтернативное нац. обществ. Р. [напр., в США создана первая общенац. обществ, радиовещат. компания "Эн-Пи-Ар" (№PR - National Public Radio, 1980)]. В 70-х гг. появились космич. спутники, обслуживающие радиотрансляц. связь; в СССР образована спутниковая система "Орбита", транслирующая передачи в р-ны Сибири и Д. Востока. Возникли междунар. орг-ции спутниковой связи (напр., Интерспутник, 1971, штаб-квартира в Москве). В 80-х гг. число "форматов" достигло неск. десятков, началась их стандартизация. Развитие космич. систем связи (более дешёвых, чем кабельные и релейные) открыло возможности для создания независимых сетей вещания. Среди форм Р. выделились новые типы: "канал в канале", "калейдоскоп", или "микроканал", - развёрнутые 1- 3-час. передачи. Повышение информативности Р. осуществлялось путем тщательного отбора материала, его временного уплотнения, использования лаконичных языковых форм, уменьшения пауз, увеличения темпа речи и т. п. В целом 80-е гг. охарактеризовались повышением интереса к радио и увеличением числа радиостанций и приёмников у населения. Наиб, мощными службами иновещания к 90-м гг. располагали СССР, США, ФРГ, Великобритания. Социально-полит, изменения в быв. социалистич. странах и распад СССР в нач. 90-х гг. вызвали децентрализацию гос. Р. и бурный рост коммерч. вещания. В 1991 вместо Гостелерадио СССР появился ряд федеральных и множество региональных компаний. Уменьшился объем пропагандистского иновещания. В 1992 прекратилась деятельность ОИРТ, его члены присоединились к Европ. вещательному союзу. Структура и функции радиовещания. В структуру нац. радиовещания входят, как правило, неск. радиостанций [государственные и (или) общественные, часть к-рых вещает на заруб, аудиторию, и коммерческие], существующих на нац., региональном и локальном уровнях. В Рос. Федерации к нач. 1995 имелись: гос. станции федерального уровня, вещающие на Россию и страны ближнего зарубежья, - "Радио России" (крупнейшая), "Маяк" (информац. и вторая по масштабу охвата населения), "Радио-ь (общекультурного характера), "Юность" (молодежная), "Орфей" (классич. музыка), "Голос России" (вещающая на заруб, страны); региональные (обл., краевые, респ.) - св. 100 станций (крупнейшие: "Московское радио" и "Радио С.-Петербург"); локальные (в каждом районном центре и во мн. городах); общественные (негос. и неком-мерч., напр. "Радио Надежда", выражающая позицию жен. движения, "Радонеж", рус. православная, и др.); коммерческие (в основном работающие как муз.-информационные; крупнейшая - "Европа-плюс", охватывающая вещанием значит, часть терр. России); местные в крупных городах (напр., "Радио-Максимум", "Радио-7", "Радио-10ь, "Радио-роке", "Открытое радио") и др. Функции Р. как средства массовой коммуникации принято рассматривать на 2 уровнях - общесоциальном и личностном. К социальным функциям относятся интегративная (формирование и поддержание социальной общности), пропагандистская (отражение стремления одних слоев общества воздействовать на сознание других, преследуя свои парт., групповые и др. интересы) и функции пространственно-временной трансляции культуры (синхронная и диахронная коммуникация, обеспечивающая сохранение и развитие культуры). На личностном уровне выделяются 2 группы функций. Первая отражает процесс социализации слушателя, приобщения его к знаниям, нормам и ценностям общества. В этой группе могут как относительно самостоятельные рассматриваться просветительская, нормативная, аксиологическая, т.е. формирующая в человеке ценностные ориентации, информационная и др. функции. Др. группа относится к процессу самореализации человека. В ней выделяются развлекательная, досуговая, креативная, "творческая" (обеспечивающая полноценное участие самого индивида в процессе массовой коммуникации и реализующая его право на самовыражение с помощью Р.), "мотивационная" (побуждающая человека к социально значимым действиям) и др. функции. В практике Р. программы чаще всего полифункциональны, хотя в каждом отд. случае одна из групп функций может приобретать доминирующий характер. Радиоаудитория. Каждая радиостанция, как правило, ориентируется на определённые социальные группы. Социологами обнаружены закономерности формирования аудитории в зависимости от ряда социально-демогра-фич. параметров, прежде всего пола и возраста слушателей. Радио в большей степени предпочитают женщины, совмещающие прослушивание с домашними делами, и пенсионеры. Дети до 12 лет увлекаются преим. дет. лит.-драматич. передачами. В возрасте 12 лет происходит довольно резкая переориентация интересов на атрибуты молодёжной субкультуры - популярную и рок-музыку, спорт, юмор и др., на подростковую и молодёжную публицистику. Эти тенденции усиливаются в группе 18-35-летних, у к-рых появляется потребность в инфор-мац. программах. Люди зрелого возраста (35-60 лет) тяготеют к информац. и пуб-лицистич. передачам, а также к новос-тийным программам, часто местного уровня, классич. радиоспектаклям и муз. фольклору. Слушатели старше 60 лет выбирают информац. программы, муз. фольклор, лит.-драматич. передачи, публицистику. Мужчины выбирают информац., публицистич. и спорт, программы, а женщины - лит.-драматич., муз., информационные, связанные с домашним х-вом, воспитанием детей, и др. По социологич. данным 1991-92, радио собирает максимум слушателей в утренние часы; в дневное время число слушателей заметно уменьшается, вечером вновь возрастает, но не достигает утреннего значения. В среднем россияне слушают радио чуть больше 1,5 ч в день (дети и подростки несколько меньше, а пожилые люди несколько больше). Педагогические аспекты радиовещания. Пед. проблемы Р. традиционно рассматриваются в образоват. и воспитат. аспектах. Первый из них связан с просветительской, второй в большей степени с нормативной и аксиологич. функциями Р. Для совр. Р. характерна дифференциация педагогически ориентированного Р. - адресная, содержательная (тематическая), формальная (жанровая), функциональная. Важно отметить, что радиопередачи пед. характера чаще всего создаются в рамках гос. и обществ. Р., коммерч. -станции редко проявляют к ним интерес. Образовательные аспекты радиовещания. Уже на ранней стадии развития Р. возникли два, тесно связанных между собой направления: просветительское и учебное (целенаправленное использование Р. в структуре систем обучения). Образоват. Р. появилось в сер. 20-х гг. в виде лекций, бесед по разл. областям знаний, напр.: в Москве и Ленинграде выходили в эфир науч.-популярные передачи "Как люди научились летать", "Первый русский академик Ломоносов", "Великий изобретатель Эдисон" и др.; в Германии - "Древний город викингов", "Хозяйственная жизнь Германии" и др.; и даже циклы передач, напр. в СССР радиостанция Коминтерна в 1925-27 транслировала науч.-популярный курс радиотехники. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. во всех экономически развитых странах шёл активный поиск новых форм и принципов образоват. Р. В нек-рых странах проводились пед. конференции по проблемам радио (напр., в Кенигсберге, Германия, 1932), учреждались советы и комитеты по образоват. вещанию (напр., Центр, совет по шк. вещанию в Великобритании). В Австрии, Великобритании, Германии, СССР, Чехословакии и др. странах возникли первые формы уч. Р. для нач. и ср. школы, в т. ч. циклы передач по уч. предметам, что способствовало активной адресной дифференциации общеобразоват. программ на просветительские, науч.-популярные и собственно учебные, ориентированные на задачи уч. процесса в школах. Проводились оригинальные эксперименты: напр., в Кёльне (Германия) была предпринята попытка обучения детей рисованию по радио на основе активизации творческой фантазии ребёнка, причём, по оценкам того времени, был достигнут положит, эффект. В СССР в рамках уч. Р. в 30-х гг. организовалось "вещание на урок". Сотрудники радио предлагали передачи, сопряжённые со шк. программой к уч. планам школ для разных классов. Проводились опыты по организации "радиоурока без учителя" (направление оказалось бесперспективным). Возникли первые формы заочного обучения для взрослых. В СССР в 1928 был создан "первый рабоче-крестьянский ун-т по радио" с 5 ф-тами (общеобразоват., с.-х., пед., кооперативный, антирелигиозный), в 1930 преобразованный в Ин-т заочного обучения по радио (ИЗОР) с филиалами на местах (в 1931 расформирован). Практика показала, что ошибочным являлся подход к радио как самостоятельному, а не вспомогат. средству обучения. В 30-х гг. во Всес. к-те по радиофикации и радиовещанию был образован сектор самообразования, организовавший цикловые и эпизодич. передачи по разл. наукам и отраслям нар. х-ва. В создании передач принимали участие А. Н. Бах, С. И. Вавилов, Н. Д. Зелинский, А. Ф. Иоффе, И. В. Мичурин и др. К сер. 30-х гг. определились устойчивые формы уч. передач: лекция; передача с худож. иллюстрацией, построенная на использовании лит. или муз. произведений, на рассказе с единой фабулой; радиоэкскурсия; уч. радиопьеса; викторина и т. п. Разрабатывалась методика уч. работы с радиопередачами, включавшая фазы: подготовительную, в процессе к-рой формируется установка на восприятие, активное слушание, выполнение заданий, обобщение. В послевоен. годы образоват. Р. было в значит, степени идеологизировано и включало циклы по истории КПСС, диа-лектич. и ист. материализму и т. п. В кон. 50-х гг. открылся "Радиоуниверситет культуры" гуманитарной направленности. С распространением массового вещания на радиостанциях развитых стран уч. передачи в возраставшей степени стали приобретать характер вспомогат. материала для учителя. "Вещание на урок" сокращалось. Эта тенденция ещё более усилилась в сер. 50-х гг.: распространение магнитофонов позволило осуществлять запись с эфира и многократно воспроизводить необходимые уч. материалы. Уч. передачи стали идти преим. в записи, качество их улучшилось. Для нач. и ср. школы Гл. редакция для детей и подростков Всес. радио и редакция вещания для молодёжи организовывали циклы уч. передач "В помощь школе" и др. В странах Лат. Америки, Азии, Африки Р. использовалось в целях ликвидации неграмотности и заочного нач. обучения в местностях, отдалённых от городов (напр., в Колумбии осуществлялся проект по распространению матем. знания по радио для нач. классов сел. школы, затем этот опыт использовали в др. странах Лат. Америки). В 60-х гг. уч. Р. начало испытывать конкуренцию со стороны телевидения. Одновременно открылись новые сферы использования уч. Р. как средства неформального образования и заочного образования. В 1969 в Великобритании создан Открытый ун-т, использующий каналы радио и телевидения в сочетании с книжными и аудиовизуальными средствами обучения. В 70-80-х гг. аналогичные уч. заведения появились в др. странах, в т. ч. в Замбии, Израиле, Индонезии, Китае. В Польше в 1974 открылся специализиров. пед. радиотелеуниверситет для повышения квалификации учителей. К нач. 90-х гг. в мире насчитывалось св. 100 широкомасштабных программ и проектов использования радио в общеобразоват. целях. В России к сер. 90-х гг. передачи образоват. Р. сконцентрировались в соответствии с интересами слушателей на неск. крупных областях знания: медицина, экология и охрана природы, педагогика (в т. ч. для родителей), история, литературоведение, искусствознание и др. (на "Радио России" - "Наука - здоровью", "Родительский час", "Лицей" и др.; на "Радио-ь - конкурсы и викторины "Архимед", "Эрудит", на "Радио С. Петербург" - "101 вопрос" и др.). Собственно уч. Р. продолжало существовать в традиц. формах только как заочные курсы иностр. языков. Передачи "В помощь школе" практически прекратили существование. Воспитательные аспекты радиовещания. Осн. цель радиопередач воспитат. характера - формирование норм поведения и ценностных ориентации детей, подростков, молодёжи и организация их досуга (лит.-дра-матич. и музыкальные программы, адресная публицистика, игровые формы). Воспитат. программы возникли с началом регулярного Р. (практически во всех странах выходили радиопостановки сказок и дет. лит. произведений). В СССР уже с 1924 начала складываться адресная публицистика, с 1925 в эфир выходили рубрики "Радиооктябрёнок" и "Радиопионер" - предшественник "Пионерской зорьки" (ежедневной утренней радиогазеты, 1934-91). Во 2-й пол. 20-х гг. организованы дет. редакции Р. в Москве и Ленинграде. Структура системы вещания для детей и юношества строилась на возрастной и функциональной дифференциации радиопрограмм. Выделялись адресные группы по полит, признакам - передачи для октябрят, пионеров, комсомольцев и целевые адресные - для сел. школьников и даже для беспризорников (их собирали для прослушивания в приютах, на ж.-д. станциях и т. п.). Широко распространены были радиоверсии дет. газет и журналов: "Мурзилка", "Ёж", "Пионерская правда" и т. п. В 1932 при Центр, вещании СССР образован Сектор дет. вещания, включающий 7 редакций: науч.-техн., дошк., школьных, пионерских, эстрадно-театральных, лит. передач и редакция "Музыка - детям". Объём дет. вещания составлял 13 ч в неделю, появилась первая регулярная рубрика для дошкольников - "Малыш" с гл. действующим персонажем Петрушкой. В 1933 создана молодёжная редакция. К участию в передачах привлекались сами дети и подростки - деткоры (дет. корреспонденты) и юнкоры (юные корреспонденты). С началом массовой радиофикации появлялись внутр. шк. радиостудии. Осн. дет. радиопередачей была "Пионерская зорька". С 1944 выходила в эфир "Угадай-ка". В 50-х гг. осн. часть передач сосредоточивалась на Всес. радио, интересные передачи готовились на региональном радио в Ленинграде. Определились два ведущих направления дет. Р.: адресное, ориентированное на конкретные возрастные группы, и функциональное, в общих чертах сводимое к нравств., худож. воспитанию, организации досуга. К нач. 60-х гг. большинство школ располагало радиоузлами и кружками, в к-рых объединялись радисты - звукооператоры, дикторы, юнкоры. В шк. Р. на новом уровне проявились функции Р.: интегративная (сплочение дет. коллектива), формирование обществ, мнения, трансляция норм и ценностей микросоциальной среды и творческая. На Моск. радио в 1962 на основе Гл. редакции Р. для детей и юношества (образована в 1956) создана радиостанция "Юность", вещавшая на 3 всесоюзных каналах для молодёжи 15-30 лет. На протяжении мн. лет её передачи пользовались большой популярностью. Отличит, чертой "Юности" была тесная обратная связь со слушателями (напр., "Полевая почта "Юности""). В 60-70-х гг. расширился диапазон передач для разл. возрастных групп: для дошкольников и мл. школьников выходили "Сказка за сказкой", "Мы играем в школу", "Мы поможем дома" (с ведущей - писательницей С. Могилевской), "КОАПП", "Радионяня" и др.; для более старшего возраста транслировались пионерские и коме, радиолинейки, переклички, фестивали. Создавались также разнообразные муз.-худож. ("Муз. шкатулка", "Детям о музыке", ведущий - композитор Д. Б. Кабалевский), занимательные ("Встречи с Захаром Загадкиным", "Клуб знаменитых капитанов", "Страна Фантазия" и др.) передачи, передачи для старшеклассников - "Ровесники", "Радиоклуб интересных встреч" и др. Всес. дет. и юношеское вещание в целом к нач. 80-х гг. занимало 17 ч в сутки на 1-й и 3-й программах Всес. радио. Были созданы передачи для новых групп слушателей: 5--6-летних детей, готовящихся к школе, - "Радиобукварь", "Весёлый радиопоезд" и др.; подростков 10-14 лет - "Девчонки, мальчишки", "Путешествие по любимой Родине" и др.; сел. школьников - "Земля в наследство"; воспитанников дет. домов - "По зову сердца". Стали шире применяться дискуссионные формы ("Дискуссионный клуб старшеклассников", "Найти себя" и др.). Радиостанция "Юность" увеличила объём своего вещания до 4 ч в сутки; возникли публицистич. передачи для молодёжи (напр., "Студенч. орбита"). С 1991 федеральные гос. радиоканалы распределились между Рос. гос. телерадиокомпанией (РГТРК) "Останкино" и Всерос. гос. телерадиокомпанией (ВГТРК). Редакции (отделы) дет. и юношеских программ работают на "Радио России" (ВГТРК), "Радио-ь ("Останкино"), а также в ряде региональных телерадиокомпаний ("Радио С.-Петербург" и др.). Радиостанция "Юность" ("Останкино") стала самостоят, каналом; объём вещания 19 ч в сутки. Ярко выраженная тенденция 90-х гг. - деполитизация дет. и молодёжного Р. Радиопередачи для октябрят, пионеров и комсомольцев либо прекратились, либо изменили свою направленность (напр., "Пионерская зорька" преобразована в "Пингвин", а с 1994 - в "Непоседы"); появились релит, передачи (напр., православная передача для молодёжи "София") и др. Возникли передачи для девочек ("Спящая красавица" на "Радио-ь). В то же время сократилось число программ для дошк. возраста, а их тематика ограничилась только лит.-драматич. жанрами; уменьшился объём трансляции нар. и классич. музыки. На гос. радиостанциях предпринимаются попытки составить конкуренцию коммерч. радиостанциям "муз. формата" (напр., на "Радио-ь - "Муз. дорожка" и междунар. клуб "Антенна"). Молодёжное Р. России в целом характеризуется преобладанием муз. программ. Лит.: Слободзинская M. H., Радио в помощь школе, Л., 1933; Радио в СССР, М., 1934; Ивченко А. В., "Пионерская зорька" в нашей школе, Ростов-н/Д., 1956; Меньшикова А., Радиопередачи для юных слушателей, М., 1958; Пустошкин Г. А., Радио в сел. школе, Краснодар, 1965; Современность, человек, радио, М., 1968; Гуревич П. С., P у ж и и к о в В. С., Сов. радиовещание. Страницы истории, М., 1976; Музыря А. А., В эфире радиостанция "Юность", М., 1979; Телевидение и радиовещание СССР, М., 1979; Чашко Л. В., Кино, радио и телевидение в эстетич. работе, К., 1979; Халатов Н. В., Говорит шк. радиоузел, М., 1980; Методологич. проблемы изучения телевидения и радиовещания, М., 1981; Радиоискусство, теория и практика, М., 1983; В диапазоне современности, М., 1985;... Плюс пресса, телевидение, радио, М., 1985; До встречи в эфире, М., 1986; Лизанчук В. В., Внимание: включен приемник, Львов, 1986; Дорф Г. Я., Внимание! Говорит школьное радио, М., 1988; Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. Сб. науч. трудов, М., 1989; M a d-d i s o n J., Radio and television in literacy. A survey of the use of the broadcasting media in combating illiteracy among adults, P., 1971; McAnany E. G., Radio's role in develop-ment: five strategies of use, Wash., 1973; Radio for education and development: case studies, Wash., 1977; Distance teäching for the Third World, L., 1980; The distance Teäching universities, L., 1982. А. В. Шариков.
|