ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
РяппоРяппо (Reppo) Ян (Яан) Петрович [30.3(11.4). 1880, Веросский уезд, ныне на терр. Эстонии, - 14.4.1958, Киев], педагог, один из организаторов системы образования УССР. По окончании гор. уч-ща получил звание учителя нач. школы. В 1898-1909 в Петербурге, заводским рабочим участвовал в рев. движении. В 1909 окончил ист.-филол. и вост. ф-ты Петерб. ун-та. В 1918-20 работал в органах сов. власти Николаева и Одессы, с 1921 на отв. гос. постах в Харькове и Киеве. В 1921-28 зам. наркома просвещения, пред. Госпрофобра УССР, пред. Гл. научно-методологич. к-та, ведавшего н.-и, работой в области просвещения. В 1922-28 гл. редактор укр. пед. журналов; одновременно преподавал в высш. школе. В 1928-38 занимал руководящие посты в пром-сти (нарком лёгкой промети, зам. пред. ВСНХ Украины). В последующие годы преподавал в Киеве, Уфе, Москве. В годы войны работал в Наркомате просвещения Башк. АССР, был директором моек, филиала изд-ва "Радяньска школа". В 1944-48 руководил науч.-метод, кабинетом Мин-ва просвещения УССР. В 1922-34 чл. Всеукр. ЦИКа. Наряду с Г. Ф. Гринько, В. П. Затон-ским, Н. А. Скрыпником выступал теоретиком системы образования на Украине в 20-е гг. Сторонник концепции монотехнического образования. Стремился воплотить её в практику образо-ват. учреждений. Один из авторов Кодекса о нар. образовании УССР (1922), закрепившего эту практику, и др. документов об общем и проф. образовании и социальном воспитании (1921-28), организатор съездов, конференций и совещаний работников просвещения Украины. Участник дискуссий по проблемам развития образования в СССР. Одна из ведущих идей Р. - социальное воспитание как формирование личности под воздействием социальной действительности. Эти процессы Р. рассматривал с позиций партийно-классового подхода. Предпочтение "педагогике социальной среды" привело Р. к недооценке роли школы и семьи в воспитании личности. В нач. 20-х гг. (в условиях массовой беспризорности) в качестве "маяка соцвоса" выдвигался детский дом, а формой организации детей - отряды юных пионеров. Над общеобразоват. школой-семилеткой, по Р. и Гринько, строилась профшкола, а на её базе - техникумы и ин-ты, осуществлявшие "преемственность трудовых квалификаций" по дифференцированным "вертикалям" - индустриально-техн., с.-х., пед. и др. Проф. школа, как утверждал Р., способна объединять общее и проф. образование, и именно проф. стержень создаёт условия перехода к политехнизму. По проблемам политехнического образования Р. активно дискутировал с деятелями Наркомпроса РСФСР. Р. стал инициатором развития в УССР школ ФЗУ, домов рабочих подростков, разл. типов с.-х. школ, на к-рые возлагалась подготовка рабочих кадров. В кон. 20-х гг. высказывался за сближение и унификацию систем образования УССР и РСФСР. Обосновывал подходы к перестройке высшей школы на Украине в целях сближения теоретич. подготовки с запросами индустр. произ-ва. Работам Р. свойственны, с одной стороны, полит, страстность и науч. увлечённость, с другой - технократизм и прагматизм. Р. был первым историком сов. школы и педагогики на Украине, автор книги о нар. образовании на Украине в 1917-27, раскрывшей проблемы и противоречия этого периода (изд. в Харькове, 1927). Соч.: Реформа высшей школы на Украине в годы революции (1920-24), Хар., 1925; Система индустриально-техн. образования, его пути и реализация в СССР, в кн.: Материалы Всеукр. конференции по индустриально-техн. образованию, Хар., 1922; Сов. проф. школа, ее место и значение в системе просвещения и в нашем нар. х-ве в целом, Хар., 1926; Проблема профессионализма и политехнизма в сов. шк. системе, Хар., 1929; На путях унификации систем нар. образования, "Революция и культура", 1930, № 3. Лит.: ОсовскийЕ. Г., Развитие теории проф.-техн. образования в СССР. 1917-40, М., 1980, гл. 2; Атлантова Л. И., Я. П. Ряппо, в кн.: Антология пед. мысли Укр. ССР, М., 1988. Е. Г, Осовский.
|