Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Спок

Спок (Spock) Бенджамин Маклейн (р. 2.5.1903, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут), амер._ педиатр и обществ, деятель. Окончил Йельский ун-т (1925) и мед. курсы при нём (1929). В 1933-44 занимался частной практикой в Нью-Йорке.

В 1944-46 на воен. службе. В 1947-50 адъюнкт-проф. Миннесотского ун-та. В 1951-55 руководил отделением дет. психиатрии при мед. курсах Питтсбург-ского ун-та.

В 1946 опубликовал кн. "Ребёнок и уход за ним" ("The pocket book of baby and child саге"), в к-рой обобщил свой опыт практикующего педиатра. Книга имела огромный успех, была многократно переиздана и переведена на иностр. языки. В ней наряду с мед. рекомендациями С. изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности, о природе взаимоотношений родителей и детей. Гл. идея С. - признание своеобразия и уникальности личности ребёнка. Он советовал родителям избегать крайностей в воспитании, проявлять чуткость, учитывать желания и волю ребёнка. При этом подчёркивал роль в воспитании родительского авторитета, к-рый, по С., не имеет ничего общего с авторитарностью и диктатом. Важнейшим методом воспитания С. назвал "метод терпения": твёрдость родителей выражается не в умении настоять на своих требованиях сию минуту и любой ценой, а в том, чтобы,избегая ожесточения, допустить проявление ребёнком независимости, но вернуться к своим требованиям в удобный момент. Родителям С. советовал добиваться таких отношений с детьми, когда отпадает необходимость в наказании. Однако нек-рые родители восприняли идеи С. как проповедь попустительства и вседозволенности. Безволие и безответственность своих подрастающих детей они склонны были объяснять теоретич. ошибками С. Оправдалось предостережение С. о том, что бездумное следование даже самой здравой пед. концепции может принести больше вреда, чем пользы. В связи с этим С. в 1957 специально переработал свою книгу для второго издания, особо подчеркнув руководящую роль родительского авторитета, значение дисциплины для воспитания. Нек-рое заострение этих аспектов отразило эволюцию идей С., но по сути не противоречило его первонач. концепции и явилось её логич. развитием. Основу дисциплины С., как и прежде, видит во взаимной привязанности и любви родителей и детей. В многочисленных публикациях он развивает свои идеи по ряду конкретных пед. проблем: воспитание приёмных и "трудных" детей, воспитание в неполной семье, влияние семейных конфликтов и разводов на детей, роль отца в воспитании и др.

С 1962 С. был участником движения сторонников мира, организатором ряда антивоенных обществ, акций. Обществ, деятельность рассматривает как естеств. продолжение своей гуманистич. педагогики.

Соч.: A baby's first year, N. Y., 1955 (co-авт.); Feeding your baby and child, N. Y., 1955 (соавт.); Problems of parents, Boston, 1962; Caring for your disabled child, N. Y., 1965 (соавт.); Dr. Spock on Vietnam, N. Y., 1968; Decent and indecent, N. Y., 1970; A teenager's guide to life and love, N. Y., 1970; Raising child-ren in a difficult time, N. Y., 1974; в рус. пер.: Ребенок и уход за ним, М., 1994; Разговор с матерью, М., 1991.

Лит.: Азаров Ю., Диалог. Заметки о Бенджамине Споке и о совр. проблемах воспитания, "Новый мир", 1979, № 9-10.

С. С. Степанов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета