ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Самостоятельная работаСамостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная уч. деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации С. р. может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, напр. пишут сочинение на заданную тему; групповой - для выполнения уч. задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.); парной - напр, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в линга-фонном кабинете; индивидуальной - каждый школьник выполняет отд. задание, напр, пишет реферат на заданную тему. С. р. может проходить в классе (лаборатории, кабинете, мастерской или др. шк. помещении), во время внеклассных или внешкольных мероприятий (на пришкольном уч.-опытном участке, геогр. площадке, в уголке живой природы, на экскурсии и т д), дома Наиб распространенные виды С p работа с учебником, справочной лит-рой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, лабораторные занятия, опытнич работа, конструирование, моделирование и т д Исходя из внутр содержания, можно выделить 3 ступени самостоят уч деятельности учащихся репродуктивная (подражание образцам, усвоение и воспроизведение своими словами материала учебника), репродуктивно-практическая (получая знания из разл источников, школьник оценивает их с точки зрения своего опыта), критически-творческая (отражает критич отношение учащихся к знаниям и продуктивный характер мышления) Содержание С p обусловливает характер уч заданий обучающие задачи (учитель предъявляет ученикам задание и показывает, как его выполнять), тренировочные задачи для самостоят решения по образцу, поисковые задачи, решение к-рых целиком возлагается на учащихся В пед лит-ре самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с кон 18 в Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в пед системе К Д Ушинского, к-рый писал, что дети должны "по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал" (Собр соч, т 6,1949, с 256) Он обосновал нек-рые пути и средства организации С p учащихся на уроке с учетом возрастных периодов обучения В 70-80-х гг методисты-естественники А Н Бекетов, А Я Герд предложили систему организации разнообразных практич С p (опыты, наблюдения ипр) Теоретики трудовой школы (Г Кер-шенштейнер, А Ферьер и др) и различных ее модификаций ("новое воспитание", "педагогика действия", "школа активности") решали проблему самостоятельности учащихся в уч процессе путем стимулирования их "умственной самодеятельности", применяя в качестве осн воспитат средства ручной труд В 90-х гг 19 в практич самостоятельность учащихся, их личный опыт были провозглашены осн источником знаний В 20-х гг 20 в определенную роль в развитии теории самостоятельности учащихся сыграли комплексная система обучения, метод проектов, Дальтон-план и др формы индивидуализации обучения (см Индивидуализированного обучения системы) Работы II П Блонско-го, С Т Шацкого, А II Пинкевича, M M Пистрака, P M Микельсона и др обосновали важность С p учащихся в уч процессе Были сделаны попытки создать классификацию С p Методисты-естественники (С II Аржанов, В II Буданов, Б В Всесвятский, Б E Райков и др) разработали формы С p, приемы, развивающие творческое мышление учащихся В практике школ стал широко применяться исследовательский метод обучения Изучая сущность С p в широком тео-ретич плане, E Я Голант (40-е гг) выделил 3 направления деятельности, по к-рым может развиваться самостоятельность учащихся - познавательное, практическое и организац -техническое Б II Есипов (60-е гг) обосновал роль, место и задачи С p в уч процессе H А Половникова (1968) разработала теоре-тич основы воспитания познават самостоятельности в обучении, И Я Лернер (1971) - дидактич основы формирования познават самостоятельности в цикле гуманитарных предметов Широкий круг проблем, выдвинутых M А Даниловым, P Г Лемберг, H Г Дайри, M H Скат-киным и др дидактами и методистами, послужил своего рода программой для дальнейших исследований по проблеме С p школьников При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в осн вербальный, способ обучения, становится малоэффективным НТР требует от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям произ-ва, умения ориентироваться в нарастающем потоке информации Роль С p школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения Доля С p в уч процессе увеличивается от класса к классу в нач классах на нее отводится не менее 20% уч времени, в средних - до 50%, в старших - до 70% Организация С p требует соответствующих условий дидактич пособий (рабочие тетради для мл и ср школьников, книги для чтения, справочники, словари, энциклопедии - для старших), спе-циализиров помещений (для работы больших и малых групп, индивидуальной работы и т д), особого расписания (сдвоенных и строенных уроков, свободного дня для работы в б-ке и т д) t В дидактике стран Воет и Центр Европы осн место отводится творческой самостоят деятельности школьников В 60-70-х гг многомерные классификации С p предложили Я Скалкова и Б Пиц-кова (Чехия), И Тодорова (Болгария) и др Много внимания уделяется составлению заданий для С p, к-рые приводятся в метод пособиях для учителей, в отд сборниках для учащихся, в рабочих тетрадях по отд уч предметам ' В странах Зап Европы и США проблема самостоятельности учащихся решается в основном в рамках индивидуализации обучения Осн внимание переносится с фронтальных занятий на индивидуальную или групповую работу Обучение путем открытий (disco-wery learning) дополняет, а часто и заменяет обучение в "формальном" классе путем "прямой" передачи знаний По мнению амер и англ дидактов, С p (mdependent study, а также self-directed learning, или self-mstruction) - это самоуправляемая у ч деятельность, тогда как виды уч деятельности, управляемые другими, являются прямой ее противоположностью Объем С p может быть различным (от выполнения краткосрочного задания до самостоят усвоения целого факультативного курса) Практикуется самостоят использование разл источников пополнения знаний вне школы (посещение музеев, картинных галерей, проведение длит походов) В нек-рых случаях школьники освобождаются от шк занятий сроком до 6 нед для самостоят выполнения "проектного" задания В результате такой работы составляется отчет, представляемый родителям и учителям Типология заданий разнообразна, но все они предполагают достижение учащимися поставленной перед ними цели Преобладают работа по выбору, индивидуально инструктируемая работа (directmg study), подготовительная, семинарская (учащихся знакомят с результатами своей работы) и "поисковая" работы по развитию спец способностей (работа по своему плану) Лит Есипов Б П, Самостоят работа учащихся на уроках, M, 1961, Полов-никоваН А, О теоретич основах воспи тания познават самостоятельности школьника в обучении, "УЗ Казан пед ин та", 1968, в 47, НильсонО А, Теория и практика само стоят работы учащихся, Тал, 1976, II и д к а-систый II И, Самостоят познават деятельность школьников в обучении, M, 1980, Alexander W M, Hines V A, Independent study m secondary schools, № V, 1967 О А Нильсон
|