ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
СеминарииСеминарии, тип ср. спец. уч. заведения. Наиб, распространение получили для проф. подготовки духовенства (духовные), а также для подготовки преподавателей нач. школы (учительские). Духовные С. стали открываться в странах Зап. Европы со 2-й пол. 16 в. В России ведут историю от архиерейских школ, к-рые в соответствии с правительств, указом 1737 преобразовывались в уч. заведения с повышенным курсом. Образцом была созданная Феофаном Прокоповичем школа в Александро-Невской лавре, с 1726 получившая назв. Славяно-греко-латинской С. По реформе духовного образования 1808-14 С. стали частью 4-ступенчатой системы духовных уч. заведений (приходские уч-ща, уездные уч-ща, семинарии, академии) и разделялись по округам во главе с Моск., Петерб., Киевской и Казанской академиями (см. Русской православной церкви учебные заведения). Первые учительские С. были открыты во Франции (Реймс, 1684) и Германии (Галле, 1695). Быстрое развитие учительских С. началось в 1-й пол. 19 в. под влиянием идей И. Г. Песталоцци. В Зап. Европе наиб, распространение учительские С. получили в Германии, Австрии, Швейцарии, скандинавских странах. В России первая учительская С. была открыта при Моск. ун-те в 1779, она готовила небольшое число преподавателей для Моск. и Казанской гимназий и нек-рых пансионов. В 60-х гг. 19 в. учительские С. и школы стали самым распространённым типом пед. уч. заведения. План устройства учительских С. был разработан К. Д. Ушинским ("Проект учительской семинарии", 1861). В соответствии с ним строили свою работу земские учительские С. и школы. В 1863 в Москве была открыта учительская С. воен. ведомства, готовившая учителей и воспитателей для прогимназий. Гос. учительские С. получили регулярное развитие по распоряжению министра нар. просвещения с 1872, когда вместо учительских курсов в 5 уч. округах (Петерб., Моск., Казанском, Харьковском и Одесском) создавались С. с 3-летним курсом обучения. В 1875 была утверждена инструкция МНП, действовавщая до 1917. С. представляли собой открытые уч. заведения, принимавшие юношей или девушек из всех сословий, православного исповедания, выдержавших приёмные испытания в объёме программ 2-класс-ных нач. уч-щ. Для окончивших нач. школу при С. создавались приготовит, классы. С. находились в ведении попечителей уч. округов, управление осуществлялось директором и советом, в к-рый входили все наставники С. и учителя нач. уч-щ, состоявших при С. для практики воспитанников. Служебные права и преимущества преподавателей С. определялись уставом гимназий. По назначению местных попечителей или от сел. обществ и частных лиц устанавливались казённые стипендии, получение к-рых обязывало воспитанников проработать учителями нач. школ не менее 4 лет. В С. преподавались закон Божий, основы педагогики, рус. и церк.-слав. языки, арифметика, основы геометрии, землевладение, черчение, рус. история и сведения по всеобщей истории, география, естествознание, чистописание, пение, ремёсла и гимнастика. Большое внимание уделялось пед. практике воспитанников и их метод, подготовке. В С. работали мн. видные педагоги, в т. ч. А. П. Пинкевич, П. О. Афанасьев, выступавшие за расширение общеобра-зоват. и пед. курсов, предоставление воспитанникам права поступления в высш. уч. заведения. Один из проектов реорганизации всего пед. образования, в т. ч. и подготовки в С. ("Уч-ще наставников") принадлежал Д. И. Менделееву. В 1907 МНП внесло в Гос. думу законопроект об открытии в С. четвёртых классов вместо приготовит, отделений. Совещание при Гос. думе разработало свой проект, согласно к-рому программы учительских С. расширялись за счёт общеобразоват. дисциплин и должны были соответствовать курсу ср. уч. заведений, однако он не был принят. В 80-90-х гг. 19 в. функционировало св. 60 С.; в 1904-72 С. (7,2 тыс. учащихся); в 1917 - 174 С., в т. ч. 45 мужских и 29 женских. При С. открывались разнообразные низшие и ср. пед. курсы. В 70-80-х гг. 19 в. создавались учительские С. для лиц иных христ. исповеданий и для мусульман. В 1876 в Гори (Грузия) возникла Закавказская учительская С. с обучением на рус. языке и преподаванием груз., арм. и азерб. языков в качестве уч. предметов; неск. лет её руководителем был Д. Д. Семёнов. В 1878 в Дерпте была создана учительская С. с обучением на рус. языке, просуществовавшая до 1918, к-рая готовила учителей для школ Прибалтийского края. В Поволжье существовали ср. пед. уч. заведения, готовившие учителей рус. языка для нем. нач. школ. Тат. учительские С. были в Казани, а также в Башкирии и в Крыму, чувашская - в Симбирске, казахская - в Оренбурге. В Уфе и Симферополе были созданы тат. учительские школы с 4-летним курсом. Получили распространение также миссионерские православные пед. С., где преподавание велось на нац. языках. После 1917 учительские С. были преобразованы в 3-летние пед. курсы, затем в пед. техникумы (см. Педагогическое образование). Лит.: Исгорико-статистич. очерк общего и спец. образования в России, СПБ, 1883; Паульсен Ф., Ист. очерк развития образования в Германии, пер. с нем., М, 1908; Рождественский С. В., Ист. обзор деятельности МНП (1802-1902), СПБ, 1902; Чехов Н. В., Нар. образование в России с 60-х гг. XIX в., М., 1912; Мижуев П. Г., Гл. моменты в развитии зап.-европ. школы, М., [1913]; "Новая школа", 1918, № 7-8; II а и а-ч и и Ф. Г., Пед. образование в России, М., 1979; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Кон. XIX - нач. XX в., М., 1991, с. 139-43. А. О. Тожтихина.
|